- Владимир Сергеевич, каково состояние молочного производства в области? В России?
- Мы являемся крупнейшим из 16 заводов в регионе: в 2005 году наш оборот составил 264 млн. рублей. При этом Архангельский молочный комбинат - средний по общероссийским меркам. Мы можем производить до 100 тонн молока в сутки, но на данный момент средняя загрузка составляет 66%.
В российских масштабах консолидация молочной отрасли продвигается ускоренными темпами. На рынке сформировались крупные игроки - «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», которые сейчас активно продвигаются в регионы и покупают заводы мощностью от 120-150 тонн.
На данный момент оборот молочного подразделения «Вимм-Билль-Данна» составляет около 1 млрд. долларов в год. Оборот его ближайшего конкурента «Юнимилка» - около 500 млн. долл.
Мы тоже потихоньку подрастаем: наша доля на рынке молочных продуктов в Архангельской области ежегодно растет на 10-12%.
- За счет чего происходит рост доли рынка?
- В первую очередь, за счет роста благосостояния населения. Мы его чувствуем одними из первых. К примеру, если раньше человек мог себе позволить какой-то один продукт, то постепенно он начинает расширять ассортимент покупаемой продукции.
Согласно статистическим данным, каждый житель Архангельской области в среднем потребляет 120 килограммов молочных продуктов в год. Общероссийский же показатель - 250 кг. И это при том, что во времена СССР Архангельская область по потреблению молочной продукции была на среднероссийском уровне.
Второй очень заметный фактор - это уход мелких игроков с рынка. Несколько лет назад в Архангельскую область молоко из Вологды поставляли два производителя - это Вологодский молкомбинат и Учебно-опытный комбинат. Сейчас УОК перестал поставлять молоко в Архангельск, и мы постепенно заняли его долю.
В нашем регионе исторически так сложилось, что поставками занимаются не сами заводы, а операторы-оптовики. Процесс продаж молока очень трудоемкий: продукт скоропортящийся, необходимо обеспечивать сервис, скорость доставки к определенному часу. Поэтому производителю удобнее передать эти функции оператору. В итоге все довольны - и завод-производитель и розничные магазины.
Нашими продажами занимается торговый дом «Архангельская молочная компания». Сейчас ее доля на молочной рынке области составляет более 40%. Всего в нашей области работают примерно 9-10 операторов. Мелким постепенно становится все труднее конкурировать, так как розница требует все большей отсрочки платежа, ранней доставки продукции, поэтому они оставляют свои доли рынка более крупным оптовикам.
Третья серьезная составляющая роста - улучшение финансового состояния бюджетной сферы и различных ведомств. Постоянно увеличивается заказ молочных продуктов для сотрудников, работающих во вредных условиях производства. И потенциал остается огромный. К примеру, Управление исполнения наказаний (УИН) замещает потребность в белках не молоком, а соей. Можно конечно себя утешать, что это полезно для здоровья, и соя частично восполняет белок, но настоящее коровье молоко она никогда не заменит.
- Каково влияние государства на молочном рынке?
- От власти, так или иначе, зависит любой бизнес в стране. Пусть не всегда напрямую, но косвенно точно. Мы это чувствуем через дотации сельскому производителю, через систему тендерных закупок в бюджетную сферу. Но чаще всего государство вмешивается именно политически. Свежайший пример - по всей стране продавалось молдавское вино и грузинская минеральная вода. Но, вдруг, клерки на федеральном уровне заявляют, что большинство этой продукции давно не соответствует санитарным нормам. Дело сделано в считанные дни, и бизнес в корне изменился.
Мы не почувствовали никакой отдачи от инвестиционных кредитов, которые заявлены в нацпроекте по сельскому хозяйству. И не только мы - многие не почувствовали. Понятно, что впереди выборы. Хотелось бы, чтобы нацпроект «Сельское хозяйство» был больше реальным, чем конъюнктурным.
Пока практически нет государственной поддержки местным товаропроизводителям. Что удивительно - при таком огромном Стабилизационном фонде! Логично вкладывать в то, что завтра принесет доходы в бюджет. Это новые рабочие места, новые продажи, новые налоги. Развиваемся мы - развивается связь, банковская сфера, строятся дороги на селе, увеличиваются налоги в бюджет - огромный мультипликативный эффект. Причем, поддерживать местного товаропроизводителя выгодно всем: и городскому бюджету, и областному, и федеральному.
В 2000 году, когда предприятие практически стояло, платили 1,5 млн. рублей налогов. Мы были в то время вообще близки к закрытию. И только активное участие генерального директора ОАО «Архангельскгеолдобыча» Алексея Баринова в формировании и четкой реализации инвестиционного проекта спасло предприятие и трудовой коллектив. Баринов, надо сказать, показал тогда себя очень масштабным руководителем, думающим не только о добыче нефти, но и о развитии экономики региона в целом. Сравнивая 2000 год и день сегодняшний, подчеркну, что в 2005 году мы заплатили уже во все уровни бюджета 32 млн. рублей. Сейчас примерно столько же «Севералмаз» (!) платит.
А, между тем, поддержка властей может быть более активной. Во-первых, на уровне госзаказа. Несложно организовать, чтобы на тендерах по закупкам продовольствия преимущество отдавалось местным производителям. Простой закон: больше наши продажи - больше налогов. Пищевая промышленность - молочная, мясная, хлебопекарная - дают около 9 копеек налогов с 1 рубля оборота, и обеспечивают занятость населения. К примеру, лесной комплекс отдает бюджету в среднем 3 копейки с рубля.
Во-вторых, поддержка местного товаропроизводителя могла бы осуществляться на уровне грантов. Если производитель хорошо и успешно развивается, почему бы его не поощрить и не дать грант на инвестиционное развитие? Мы работаем стабильно и прибыльно, но мы думаем и о перспективе. У нас планы по реконструкции котельной, холодильного оборудования. Планируем поставить более производительную фасовочную линию. Грант в этом случае мог бы быть очень кстати.
- Можно поподробнее об этом. И вообще, насколько качество продукции зависит от оборудования?
- На сегодняшний день ведущий мировой производитель оборудования для молочной промышленности «Тетра-Пак» предлагает фасовочные линии, которые в 10 раз производительнее российских. И качество на выходе более стабильное. Идеальный автомат - нажал на кнопку и получил готовый продукт. Т.е. желательно свести к минимуму возможное воздействие человека на технологический процесс.
Российский менталитет особенный. На Западе, условно говоря, если сказано повернуть вентиль на 15 градусов - так и будет. У нас же запросто повернут на 16, а еще и спросят: «Почему это я должен повернуть именно на 15? А, интересно, что будет, если я поверну на 17 или 20?».
Постоянный контроль за качеством - это контроль по пяти направлениям: сырье, персонал, оборудование, технологии и производственная атмосфера. Очень важно, где ты производишь продукт - в сарае или на крупном производстве с традициями и производственной культурой.
Не удивительно, что вологодское молоко в девяностые годы так легко проникло на архангельский рынок. Там устоявшееся производство, отличное обеспечение кадрами - рядом «своя» молочная академия. Да и вообще, Вологда - издревле молочная область. Есть даже брэнд «вологодское масло», которое не имеет права производить никто, кроме нескольких предприятий в Вологодской области.
Поэтому стабильность качества - это каждодневные усилия многих людей.
- В девяностых годах новые виды молочных продуктов (йогурты, творожки) завоевали большую долю молочного рынка. Какие тенденции на рынке существуют сейчас? Как Архангельский молочный комбинат реагирует на них?
- В этом году мы отмечаем семидесятилетие предприятия. На днях приглашали ветеранов, которые стояли у истоков создания всех наших традиционных продуктов и с удовлетворением отметили, что традиции сохраняются. Например, архангельский кефир за многие годы стал очень известен, благодаря своему постоянству и некоторой уникальности. По вкусу он отличается от Вологодского и Северодвинского. Как научились делать давным-давно, такой же кефир продолжаем производить и сейчас.
Появляются у нас и новые продукты. Во многом они продиктованы модой. В принципе, молочные продукты человек потребляет с младенчества и до старости. Но есть явный «провал» начиная с подросткового возраста и примерно лет до 25-30. В этом возрасте в основном люди предпочитают «тусануться», «сникерснуть» и т.д., за редким исключением. Думаю, если бы не ограничили рекламу пива, молодежь уже бы начала спиваться. Собрались с друзьями - пиво, футбол смотреть - пиво, после работы - пиво.
Молоко практически не рекламируется. Хотя реклама могла бы потребление молочных продуктов увеличить.
Как есть мода на мобильные телефоны, на прически, на спорт, также существует мода и на йогурты. До сих пор в группе кисломолочных продуктов, в том числе йогуртов, идет постоянный рост, порядка 35% в год. Это очень функциональный продукт, он может быть как сливочным, так и обезжиренным, так и со злаками - для любого потребителя, на любой вкус и образ жизни. А темп жизни ускоряется, мы уже питаемся на ходу между офисом и домом. Иногда лишь вечером удается поужинать перед телевизором. Вот и появляются «ланчи с ложечкой», и вместо бутерброда - «йогурт с крышечкой».
Хочу заметить следующее - йогурт хорош, если он живой. Живой продукт может храниться до семи, максимум 10 дней. В нем сохраняются все полезные бактерии, которые помогают организму вырабатывать витамины. Пастеризованные йогурты, которые в основном и везут из-за пределов области - совсем другое. Вся микрофлора «убита», остался только вкус.
Мы на Севере живем в особенных природных условиях. Исследования института морфологии доказывают, и есть научные статьи на этот счет, что жизнь на Севере проходит с ускоренным старением. Это обусловлено коротким световым днем. Солнечный свет влияет на выработку гормонов. Замечаем же, как только выглянет солнце - сразу же настроение поднимается, мы радуемся, у нас все хорошо. Солнца нет - все вялые, грустные. Так что, живые кисломолочные продукты на Севере незаменимы, и мы выпускаем именно такую продукцию.
- Недавно ОАО «Молоко» вступило в Молочный союз России. Какие цели вы преследуете?
- Впереди вступление России во Всемирную торговую организацию, и нам просто необходимо знать правила игры «по ВТО». Сегодня это обязанность любого серьезного предприятия в России. Не знаешь правил - не победишь. На уровне Молочного союза мы участвуем в процессе «выработки новых правил игры». В частности, это происходит на уровне разработки стандартов. Сейчас в России часть старых ГОСТов и Технических условий отменены, часть действуют, но, наконец-то, государство старается привести стандарты в систему. Молочный союз активно принимает в этом процессе участие. Мы настаиваем на том, чтобы новые ТУ были разработаны с максимальным учетом интересов производственных предприятий. В дальнейшем это облегчит жизнь производителя, уменьшит количество влияния контролирующих органов на комбинат. Ну и имиджевая составляющая во вступлении в Союз есть немалая. Это престижно. В союз входят 80 крупнейший в стране предприятий на нашем рынке: и «Вимм-Билль-Данн», и «Юнимилк», и «Лианозово», и другие. Часть членов союза производят оборудование, есть крупные холдинги. Суть такого объединения - облегчение предпринимательской деятельности производственных предприятий на молочном рынке.
- Вы упомянули про свой 70 летний юбилей...
- Да, 26 июля нашему комбинату исполняется 70 лет. Поэтому, я хочу поздравить нынешних и бывших работников.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
26 июля 2006 года исполняется 70 лет со дня образования Архангельского молочного завода!
Не одно десятилетие традиции производства качественных молочных продуктов сохраняются и преумножаются многими поколениями архангельских молочников. Наша продукция известна большинству жителей Архангельской области и любима ими, благодаря заботливым рукам и душевному теплу работников ОАО «Молоко».
Дорогие коллеги! Примите искренние поздравления и слова благодарности за ваш нелегкий, такой важный и нужный нашей области труд! Желаю вам новых достижений и побед! Творите и созидайте для наших покупателей! Счастья вам, любви и семейного благополучия!
Записал Александр Суханов
На фото Николая Гернета: директор ОАО «Молоко» Владимир Петров