На празднествах в честь 70-летия высадки союзных войск в Нормандии («Второй фронт») наш президент оказался в окружении, если не врагов, то недоброжелателей. Уж так исторически сложилось, что те, с кем вместе били Гитлера, теперь сочувствуют новому фашистскому режиму на Украине (это я транслирую позицию центральных российских телеканалов).
Что должен в таких случаях делать настоящий разведчик? Сжать волю в кулак. Путин и сжал, по лицу было видно. Ещё настоящий разведчик должен, несмотря ни на что, выполнять свою миссию. Путин и выполнял, даже с Порошенко пообщался. Сквозь зубы и без рукопожатий, но всё-таки...
В подобных ситуациях настоящему разведчику психологически полезно хоть ненадолго оказаться среди своих, стать самим собой. Путину повезло, в качестве группы моральной поддержки во Францию прибыли наши ветераны. И на встрече с президентом один из них задал вопрос, возникающий практически на каждый День Победы - не пора ли городу на Волге вернуть имя, по которому его знают во всём мире. Да что там мир, даже для моего сына Сталинград и Волгоград - два разных города. А для меня в его возрасте? Честно, не помню.
У меня за плечами немало лет работы, как на телевидении, так и в политическом пиаре. Со всей ответственностью заявляю - подобные вопросы без предварительных согласований и консультаций на телекамеру не задаются. И вот, что вся Россия, да что там - весь мир услышал: «В соответствии с нашим законом, это дело субъекта Федерации и муниципалитета, - объяснил президент. - В данном случае, жители должны провести референдум, определиться... Как жители скажут, так и сделаем» (цитата по ИТАР-ТАСС.)
То есть действующий президент России совсем не исключает такой возможности. Означает ли это политическую реабилитацию усатого генералиссимуса, чьё имя проклято в миллионах семей некогда огромной страны? Как к этому отнесутся те же крымские татары, с которыми так заигрывает сегодня российская власть? Означает ли положительный ответ на вопрос референдума то, что в учебниках истории Сталин окончательно займёт место «эффективного менеджера, выигравшего Вторую мировую», а ХХ и XXII съезды трансформируются в «политические ошибки волюнтариста Хрущёва»? Вопросов много, с ответами гораздо хуже...
И я обращаюсь к правительству нашему с
просьбою:
удвоить,
утроить у этой стены караул,
чтоб Сталин не встал
и со Сталиным - прошлое.
Это строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Наследники Сталина», написанное в 1962 году. Больше полувека прошло, в перестройку вскрыты архивы, в которых весь ужас периода «Большого террора». Нет, оказывается нужна ещё какая-то дискуссия, чтобы вселенское зло назвать злом.
О своём отношении к Сталину я уже написал пару лет назад в материале «Тень за шкафом» (http://rusnord.ru/2013/1/32011 ), больше мне нечего добавить. Тем временем в интернете всё чаще читаю досужие рассуждения о том, что «без твёрдой руки» не была бы возможной победа в той страшной войне. Что за бред?! А не бесконечные ли чистки, не коллективизация и высылки привели к тому, что на стороне врага воевало около двух миллионов советских граждан? Кто-то за жизнь, паёк и рейхсмарки, но большинство из мести за своих близких. Подозреваю, что точный подсчёт и анализ мотивации будут не в пользу Сталина.
Есть совершенно неопровержимые цифры злодейств Усатого таракана (так «вождя всех народов» традиционно называли в моей семье) - подпись Сталина стоит под 357 расстрельными списками, в каждом по несколько тысяч имен; из 139 членов и кандидатов ЦК, избранных на 17 съезде ВКП (б), было расстреляно 98; из 136 секретарей райкомов партии в Москве и Московской области к 1939 г. на своих постах осталось 7 человек; в 1937-38 гг. были расстреляны 3 маршала, 14 командармов, 55 командиров корпусов, 115 командиров дивизий, 190 командиров бригад, все до единого командующие флотами, из 85 членов Военного Совета осталось 7. И что мы слышим (читаем) в ответ? «Это всё нацпредатели, «пятая колонна» типа Немцова, Улицкой, Макаревича, Шевчука...». Потрясающая философия, способная и сегодня пролить реки крови. Но кто, как не Путин, в курсе подлинности приведённых цифр, они же взяты из рассекреченных архивов его бывшей «конторы».
Вот уже встрепенулись путинские недоброжелатели, видящие в возвращение городу на Волге имени Сталинград третий (заключительный) этап возрождения советской империи. Поясню. Первый - это Зимняя Олимпиада в Сочи. В сценарии театрализованной постановки во время её открытия, которая отражала историю России, ни словом не упоминался распад Советского Союза и провозглашение независимой Российской Федерации. Тем самым давалось понять, что для России это не стало эпохальным моментом, и Москва продолжает оставаться столицей империи, не довольствуясь державным статусом. Второй - подписание договора о Евразийском союзе в Астане, о котором многие говорят, как о начале собирания «советских земель». И третий - превращение Волгограда в Сталинград, а так же проведения в этом городе основных празднеств на 70-летний юбилей Великой Победы. Куда так же, как и в Нормандию, приедут главы крупнейших мировых держав, чем фактически подтвердят легитимность переименования. Если, конечно, к этому времени «железный занавес» не опустится окончательно.
Конечно, вышесказанное можно считать очередной конспирологической теорией. Но я бы не спешил с выводами. Ведь участники нового ЕврАзЭС уже напряглись от перспективы оказаться в нео-СССР. Президент Казахстана ещё в Астане заявил, что Армении в новом союзе нет места, а в последнем заявлении президента Беларуси, напропалую цитируемом сегодня, неприкрыто звучит мысль о том, что Крым был и остаётся часть Украины, а не России. То есть, экономический союз - пожалуйста, а политический - извините, какая же это империя? Кстати, не так давно в Ереване поднимался вопрос об установлении памятника Анастасу Микояну, так там такой шум поднялся, как будто снова вводят запрет на валютные операции. Помнит народ... и знает, чем подобные инициативы заканчиваются...
И я не верю. То есть, в имперские амбиции Путина верю сразу и безоговорочно, вредно кадровым подполковникам в одночасье становиться верховными главнокомандующими. Я не верю в то, что Волгоград действительно может стать Сталинградом. Скорее всего, нашему президенту просто надоели вечные спекуляции на эту тему, и он решил прикрыться мнением народным, объявив не всероссийский, а общегородской референдум. С мнением же волгоградцев можно ознакомиться на интернет-форумах, там, скорее, за возвращение их городу названия Царицын проголосуют. А уж для бизнеса, тем более, международного, имя Сталина вообще смертельно. Кто не знает, его реабилитация готовилась ещё при Брежневе к 30-летию Победы. Пришлось свернуть после того, как самая многочисленная в западном мире итальянская компартия пригрозила самораспуститься.
И не надо тыкать в нос площадью Сталинград в Париже. Для любителей шампанского и свежих устриц это злое имя связано с битвой на Волге, а не с «чёрными воронками» под их собственными окнами.
Если же я ошибаюсь, и Усатый таракан действительно вернётся в нашу жизнь, то придётся снова задуматься об эмиграции. А жаль, были совсем иные планы...
Леонид Черток