Рейтинг качества государственного управления в российских регионах оценивался из трех составляющих: ориентированность на результат (качество постановки целей и формирования бюджета), внутренняя организация деятельности (насколько структурировано выполнение функций и полномочий, возложенных на исполнительную власть региона), взаимодействие с потребителями государственных услуг (насколько комфортно гражданам взаимодействовать с государством и насколько существенны их транзакционные издержки).
Оценка работы губернаторов хорошо налажена в США. Там качество управления в штатах оценивают по пяти параметрам: финансовый менеджмент, управление персоналом, управление информационными технологиями, управление капитальными расходами и управление, ориентированное на результат.
Первые места в листе прогрессивных регионов занимают Чувашская Республика (оценка «А+» - аналог школьной «пятерки»), Ростовская обл. (А+ - регион растит лучших специалистами по государственному управлению), Белгородская обл.(А - «четверка» - в регионе первыми тестировали принцип «единого окна» общения граждан с чиновниками), Республика Татарстан (А - в Республике работает Программа по борьбе с коррупцией), Тюменская обл. (А - 38-летний губернатор первым внедряет управление по результатам).
Как поясняют авторы рейтинга, самым сложным в работе было определиться, что именно подразумевать под качеством работы исполнительной власти.
«Мы отобрали в качестве критериев те факторы, которые исключительно зависят от усилий администрации региона, - рассказал один из авторов рейтинга Константин Головщинский. - Рейтинг - это оценка деятельности конкретных лиц. По нашей методике сейчас оценивается проведение административной реформы». Оценивали чиновников по таким критериям, как "ориентированность системы управления на результат, "внутренняя организация деятельности и "взаимодействие с потребителями государственных услуг.
В общей сложности ученые сформулировали 77 вопросов, которые разделили на 17 блоков и разослали по 80-и регионам. Нахождение в середине таблицы означает, что госслужащие оценены неудовлетворительно, рекомендации экспертов говорят сами за себя - "требуется существенное улучшение качества государственного управления".
Выше Архангельской области, которая заняла 54 место, из соседей по Северо-Западному округу оказались Вологодская область (13), Карелия (33), Новгородская (41), Республика Коми (45), Ленинградская область (46), Мурманская область (48). Хуже архангельских чиновников выглядят показатели у НАО (68), Псковской области (72) и Санкт-Петербурга (77).
При этом Петербург оказался в рейтинге на четвертом месте с конца (77-е из 80), а Москва - в четвертом десятке списка (на одну строчку выше депрессивной Бурятии).
«Возможно, такая картина сложилась потому, что регионы, "сидящие на денежных потоках, не испытывают особой нужды повышать "эффективность использования бюджетных средств (один из критериев рейтинга). Им и так денег хватает, а может быть еще и остается сверх, - предполагает Константин Головщинский. - Здесь на первый план выходит личность губернатора. В Тюменской области, несмотря на то, что это нефтяной регион, губернатор уделяет большое внимание оптимизации и эффективности работы своей администрации».
В государственной системе Архангельской области отсутствует четкая система мотивации сотрудников, завязанная на конечный результат. Эксперты признают, что у региона нет единого видения своего развития.
Пока наши чиновники уповают на приход инвесторов, областная казна пополняется за счет налога на доходы физических лиц, доходов северодвинских предприятий, финансовой помощи федерального центра.
Источник: http://www.treskin.com/
Фото Николая Гернета