Эксперты голландского ING Bank прогнозируют, что для российской элиты политические риски на выборах 2007-2008 гг. минимальны. "Единая Россия" с учетом последних поправок в избирательное законодательство (увеличение проходного барьера до 7%, запрет на блоки, ликвидация графы "против всех" etc) уверенно получит конституционное большинство, набрав до 70% голосов. Ее новый конкурент - "Справедливая Россия" наберет лишь 7-8% (меньше, чем "Родина" четыре года назад), столько же получит ЛДПР, а коммунисты - 15%.
В 2008 г. за счет большой популярности Владимира Путина назначенного им преемника благополучно выберут, даже если эта фигура сегодня малоизвестна.
"Вероятность того, что ситуация выйдет из-под контроля, низка, - считает руководитель аналитического отдела "ING Bank (Евразия)" Юлия Цепляева. - Я не вижу силы, которая заинтересована в такой дестабилизации". Цепляева считает вероятными компромиссы между различными крыльями президентской администрации, чтобы "провести эту транзакцию как можно более гладко".
Главный стратегический аналитик Альфа-банка Кристофер Уифер дает схожие прогнозы, но оговаривается: новая объединенная партия пока не успела проявить себя, так что не ясно, сможет ли она отобрать часть электората у "Единой России".
Алексей Гражданкин из "Левада-центра" сомневается в реалистичности прогнозов ING: сейчас среди тех, кто собрался идти на выборы, "Единой России" отдают предпочтение чуть менее 50%, КПРФ - 22%, ЛДПР - около 10%.
Но не на выборах надо искать главный инвестиционный риск России, продолжают аналитики ING: риск несет в себе поведение элиты, которая все больше чувствует свою неуязвимость. Сами по себе идеи национальной гордости, политика "Россия в первую очередь" не наносят урона инвестиционному климату. Но он пострадает из-за разногласий между Москвой и зарубежными партнерами по крупным капиталоемким проектам, таким как "Сахалин-2", и из-за отказа от кооперации по новым проектам, таким как Штокман, а также из-за наступления госкомпаний на частный сектор и в целом из-за негибкости и бескомпромиссности внешней политики. "Хорошее состояние дел в бюджете делает правительство более самоуверенным и позволяет ему все сильнее вмешиваться в экономическую жизнь", - сетует Цепляева.
Трения между Россией и западными энергетическими компаниями к 2007-2008 гг. могут и ослабнуть, возражает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров: к выборам будут приняты закон о недрах и другие акты, которые поставят работу иностранцев на более стабильную основу.
Тенденция к огосударствлению будет продолжена, но это не станет источником новых конфликтов и рисков, уверен аналитик "Атона" Стивен Дашевский: для западных инвесторов это больше не неожиданность.
Конечно, подобные доклады изучаются и анализируются, говорит источник в администрации президента, но часто их тезисы заангажированы и далеки от реальности. На имидж России влияют не они, а прежде всего действия самой России, считает он: "Если называть линию на отстаивание своих интересов несговорчивостью, то да, мы несговорчивы. Но почему-то другие страны, у которых есть возможность свои интересы отстаивать, критике не подвергаются, а Россию сразу обвиняют в излишней жесткости. На самом деле мы по-прежнему открыты к взаимовыгодным контактам".
Доклад не меняет уже сложившийся взгляд на Россию с Запада, соглашается Михаил Виноградов из центра "PRопаганда". Председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов подтверждает: в последнее время во многих экономических дискуссиях в США, в которых он участвовал, констатировалось, что реальной оппозиции "партиям власти" нет, не просматривается и несистемный кандидат на президентских выборах, который мог бы увлечь массы.
"Международные наблюдатели будут ориентироваться на реальный бизнес, на конкретные договоренности с представителями элит, а не на обзоры инвестбанков, - уверен президент Издательского дома Родионова, бывший заместитель главы аппарата правительства Алексей Волин. - Имидж страны не всегда напрямую влияет на ее инвестиционную привлекательность, яркий пример тому - Китай, который в глазах Запада является не самой выигрышной страной, однако привлекает колоссальные инвестиции"
«Ведомости»