Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Не будите женщину. Социологический стриптиз в фильме «Герда»

Ох, как же прав был известный и наиболее цитируемый российский кинокритик Антон Долин, назвавший 2021-й «годом женского кино в России». Имелись в виду фильмы, снятые женщинами о женщинах. Со всеми плюсам в плане гендерного равенства в важнейшем из искусств, но и с объективными минусами – человеку сложно беспристрастно анализировать себе подобного.

Впрочем, в своём предновогоднем спиче Антон «Герду» прямо не помянул, сделав акцент на «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Ничьей» Лены Ланских. В первом грустная история созревшей во всех смыслах девушки из православной Осетии, чья жизнь мало отличается от мусульманского шариата (в нашем, европеизированном понимании), во втором, не менее грустном, почти документальная проза о несовершеннолетней малахольной девице, рано познавшей, рано родившей, но так и не повзрослевшей.

Короче, артхаус с претензией на фестивальную судьбу. Раньше называлось социальной чернухой, но такое определение чаще отпугивает зрителя, чем привлекает, счастливое время для «маленьких Вер» безвозвратно кануло в лету. Снимать же «Красотку» по-русски, чтобы и касса, и трэш, и хэппи-энд с нравоучением до сих пор не получается.

«Герда» тоже снималась с прицелом на фестивальное будущее. И уже оправдалось по высокому разряду – приз за лучшую женскую роль в Локарно, не Канны, но достойно. Здесь своя интрига – лауреатка Анастасия Красовская непрофессиональная актриса, выбранная по типажу из десятков тысяч претенденток в той соцсети, которую сейчас называть небезопасно. То есть, по факту приз уходит режиссёру, она так увидела. Мда…

Кто забыл, Герда – имя геройской девочки из сказки Андерсена, не убоявшейся самой Снежной королевы. Для кого-то (таких единицы) готовность к подвигу в любое время – обычное состояние души. Для большинства (женского) нужна серьёзная мотивация в виде похищенного Кая. Но так любить тоже нужно уметь. Или хотя бы способности к этому чувству.

Наша героиня живёт двойной жизнью. В первой она студентка факультета социологии. Будущее у этих специалистов, не сказать, что богатое, туда часто поступают по принципу «куда-нибудь», соответственно и конкурс. Лера (так зовут девушку в этой половине жизни) явно из их числа, практику она не проходит, а отрабатывает. Ей-богу, такие же студентки, проводившие опрос у автора этих слов во время переписи населения, в сравнении с ней просто живчики – хоть ток-шоу поручай им вести.

Дело соцопросов, кстати, опасное, где пошлют, а где упоят вусмерть. Под стать и список вопросов – спрашивать у российских пенсионеров «считаете ли вы нашего президента секси?» ещё какие нервы надо иметь. Лучше самой ответить, что Лера постоянно и делает. Становится по-настоящему страшно за будущее отечественной социологии, дай бог здоровья ВЦИОМу. Хотя срез среднестатистического россиянина представлен в этой части фильма безжалостно и правдиво.

Вторая жизнь уже у Герды (это её творческий псевдоним) ночная. На жизнь она зарабатывает в стриптизе. Со всеми издержками этой многоплановой и тоже опасной профессии – консумацией, приватами, выездами на дом «по заказу клиента». Не морщитесь над последним, наша Герда не такая, едет только, чтобы «прикрыть спину» обдолбленной подруги. Которая ещё вчера об неё ноги вытирала в общей гримёрке и грубо называла Гердосом (защитница, кстати, на скандинавском).

Смотрел на это провинциальное гнездо разврата и удивлялся. В остросоциальных историях, пусть и с элементами мистики, важно трепетное отношение к бытовым деталям. Здесь же за окнами пару раз промелькнул пейзаж, достойный минимум мегаполиса-миллионника. Ну, да не это главное.

Стриптиз сегодня – искусство отживающие. Если в 90-х на публику раздевались чуть ли не в каждом втором питейном заведении, как в дорогом, так и полу маргинальном, сейчас в 340-тысячном Архангельске осталось, от силы, две точки, и в них не отмечается аншлага. Объелись, что называется, чувство запретной новизны прошло, а процент упёртых вуайеристов не так уж высок.

В изложении Натальи Кудряшовой стриптиз – всего лишь официальное прикрытие криминального гнезда разврата. Такой вывод можно сделать по контингенту исполнительниц, стилем поведения похожих на марух с малины. На самом деле, у автора этих строк есть опыт общения с ночными танцовщицами (три года программы «Спид-инфо-видео»). Очень разные у девушек истории, но элемент творчества присутствовал практически у всех. И это действительно работа, пусть и с определённым элементом профессионального риска.

Лера-Герда в этой среде как инородное тело, золотая медалистка в компании птушниц, только и мечтающих подороже раздвинуть ноги и «насосать» лишние сто-двести баксов. Изначально агрессивных, нетерпимых к иной морали и стилю поведения, как будто это не гримёрная, а барак женской зоны. Видно, что создательница полотна снимала по своему (женскому) представлению о климате в подобном коллективе, заранее не ознакомившись с реальностью данного бытия.

И, как часто бывает, режиссёр и сценарист, начинавшая как драматическая театральная актриса и воспитанная на чеховских героинях, верит, что хорошее начало победит любой разврат. В какой-то момент Герда становится моральным лидером стриптизной тусовки и одной песней (наивной и в ужасном исполнении) спасает себя и товарку от группового изнасилования разгулявшимися бандюганами («да у нас после такого просто не встанет»). Реальная жизнь гораздо жёстче… как-нибудь приведу парочку примеров из прошлого опыта.

Впрочем, режиссёру хватило такта вернуть зрителя в реальность. На поминальном обеде в память о почившей подруге в обычном уличном кафе среди бела дня скорбящие коллеги для всех обедающих в зале устраивают настоящее лесбис-шоу. Натуру-то никуда не денешь, а немного цинизма зрителю социальной фантазии только на пользу. Ну, не «Гроб мой бережно несите» им исполнять, право слово?!

Между ваше описанными профессиональными жизнями у Леры-Герды есть ещё третья. Личная. Неказистая. В ней мама, больная сомнамбулизмом (в просторечии лунатизм), за которой пригляд и пригляд (сами понимаете). Набеги папы-алкаша, сотрудника спецслужб, который, выходя со службы, не сдаёт табельного оружия и имеет нездоровую привычку им потрясать перед бывшей семьёй. Друг Олег, одновременно гений неформальной живописи и практичный могильщик, готовый всегда прийти на помощь, но в нужный момент оказавшийся физиологическим импотентом. Какой удар по профессиональному самолюбию исполнительницы стриптиза!

И ещё собственные волшебные сны в заколдованном лесу. Как у мамы (сомнамбулизм заразен?!). Где ни вопросов, ни ответов, ни хотя бы подсказок. Одна зачарованная красота и пустота. В них можно стать ангелом, спасительницей. А можно снежной королевой, если заступишь не на ту сторону добра, которая и есть настоящее зло. Вот только сложно понять, к чему в данной трактовке относятся стриптиз и социология.

Пусть уж девушка спит и дальше. Локарно ей в этом в помощь.

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (156)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20