Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Господина Случая зовут Юсуп». Душевная беседа со звёздами кино элегантного возраста

«Девочка, хочешь сниматься в кино?». Ну, и кто из нас в детстве не ждал такого вопроса от доброй волшебницы, остановившей тебя на улице, и по совместительству оказавшейся ассистентом режиссёра по актёрам (есть в кино такая профессия). Осталось сказать – «конечно, хочу»… и сразу киностудия, пробы, «мотор-камера», премьера, успех… чистый Голливуд!

Но если это происходит, когда тебе далеко за… ? Я подобной истории в мировом кино не помню. Хотя она мне и близка. Родители познакомились в Театре Советской Армии, где на двоих получали меньше двухсот рублей в месяц (послереформенных). Актерская судьба такая – если ты не появляешься на экране, зритель тебя не знает, тем более не узнаёт на улице, не будешь же ты постоянно ходить в костюме Д Артаньяна. Соответственно, и в кармане пусто, и в сочувствии более удачливых коллег нет-нет, но промелькнёт высокомерие. Отец помыкался, помыкался и ушёл режиссёром на «Мосфильм». У мамы случился звёздный час – главная роль в «Встрече на переправе», но на этом её «праздник кино» и закончился, в 72-м вообще ушла из профессии. Я потом спрашивал – «неужели не жалко, ведь это был твой дом, твоя жизнь?», на что она только иронично усмехалась – «а чего было высиживать?». Но кто-то смиряется с обстоятельствами, непубличностью, и просто живёт, служит (именно так, а не работает) театру.

И иногда у упорных случается чудо чудесное. «Нам встретился господин Случай, и имя ему Юсуп», - рассказывают мои собеседники. Это они о моём друге, Юсупе Разыкове, год назад приезжавшим в Архангельск на второй Arctic Open с «Турецким седлом», зажёгшим звезду Валерия Маслова, которого я про себя называю «русским Энтони Хопкинсом». Почему? Кто видел, тот поймёт, а тем, кто ещё нет, настоятельно рекомендую.

На этот раз друг приехал на архангельский кинофестиваль в качестве председателя полного метра, поэтому его свеженький «Керосин» идёт во внеконкурсной программе. Да ещё как идёт – собирает полные залы! Юсуп занят на просмотрах (хлеб председателя жюри, хотя и вкусен, но его тоже нужно переваривать), поэтому его представляют те, на ком весь сюжет и держится – театральные актёры из Ярославля Елена Сусанина и Валерий Маслов. Ему за 60, Елене Ивановне… гораздо больше.

Когда составлялся график их творческих встреч по области, я натурально нервничал, такой вояж в условиях поморской зимы не каждому молодому под силу. Но видели бы вы их лица по возвращению… восторг, благодать и доброта. Восторг от приёма и зрительской реакции. Наперебой рассказывали, как во время дискуссии после показа в Коноше одна из зрительниц выступила – «я вам не верю, не бывает такого в жизни», и как при расставании они с ней обнимались и обменивались адресами. Или другой зритель на другом сеансе, человек явно бывалый, с перебитым носом и заплетенной в косичку бородой, подошёл, сердечно поблагодарил и признался – «ваш фильм про меня, я тоже в жизни сделал много зла близким, за что расплачиваюсь» (имелся в виду муж героини в исполнении Маслова).

Но больше всего людей поражает, в каком возрасте к этим актёрам пришла слава и известность. Значит, чудеса случаются, главное, быть к ним готовым. Наглядный урок для всех, вне зависимости от профессий.

И меня этот феномен интересует больше всего. Свой допрос я начал с Валерия, с которым знаком ещё по прошлому кинофестивалю. Как же всё случилось, спрашиваю.

Маслов всю жизнь на ярославских подмостках. Диапазон… вы не поверите… от комедийных персонажей до первых любовников (последнее, конечно, в более молодом возрасте). В какой-то момент почувствовал, что наигрался, ушёл преподавать актёрское мастерство в институт культуры.

- Раньше я своим студентам рассказывал историю про Михаила Чехова, довольно невзрачного внешне, которого Станиславский согласился допустить к прослушиванию только потому, что он племянник того самого Антона Павловича. Прослушал… и сразу ввёл в труппу МХАТа, да на главные роли, сделав впоследствии мировой знаменитостью. Урок для всех – надо верить, работать, быть готовым к успеху и не грешить на судьбу.

Сейчас мой собеседник может спокойно привести в пример студентам самого себя. Только вряд ли он это делает, людей его скромности и такта не помню, когда и встречал в нашем кичливом обществе. А уж в творческих профессиях и подавно.

У самого Маслова актёрская сказка началась с приглашения на эпизодическую роль директора клиники в сериале «Фёдоров». Работать с режиссёром Разыковым ему очень понравилось, прежде всего, атмосферой деликатного братства на площадке (он не первый мне рассказывает – у Юсупа из картины в картину работает одна и та же команда, готовая за ним ехать хоть на край света за любые смешные деньги или даже за похлёбку… при этом он со всеми на вы, и по имени-отчеству). Хорошо, но мало, всего пара съёмочных дней. Потом Юсуп сам ему позвонил – «хочу сделать с вами фильм, пишу под вас сценарий». То есть, режиссёр Разыков увидел, понял то, что актёр Маслов сам о себе не знал.

- Ещё через год Юсуп Сулейманович перезвонил – «сценарий готов, можем встречаться». Я позвонил в Москву своей дочери Виктории, рассказал… и в ответ услышал – «Папа, что ты гонишь, я снимаюсь в главных ролях, но под меня никто сценарии не пишет?!».

Тем не менее, чудеса случаются. Режиссёр и исполнитель главной роли долго делали своего героя – гб-шного «топтуна», который даже в отставке никак не может изменить свою жизнь, поменяться сам. Только теряет, сам того не желая приносит окружающим проблемы и несчастья, человек страшной системы, чья любовь тоже страшна и разрушительна. Тот самый «Ганнибал Лектор» Хопкинса… только людей жрёт по-другому, не в прямом смысле.

Кстати, снимать «Турецкое седло» начали 5 июня, в день рождения Юсупа. Магия кино?

Во время нашего разговора слева от меня на краешке дивана сидела очаровательная Елена Ивановна Сусанина. Та самая бабушка, которой мне так не хватало в моём детстве (при наличии других пяти). У неё похожая история успеха, только ещё больше растянутая во времени. Сыграла маленький эпизод в «Турецком седле», хозяйки квартиры, где снимается подпольное «кино для взрослых», к таким объёмам и привыкла. Но мой глазастый друг, даром, что в очках, её приметил, в голове что-то щёлкнуло, вспомнил когда-то давно услышанную историю и… пазл начал складываться.

Елена Ивановна – человек театра, преподавала сценическую речь, работала завтруппой, ездила по районам с лирической программой.

- Я верила в чудо… но, когда оно пришло, не была к нему готова. Особенно смутила фраза режиссёра – «будем делать из вас деревенскую женщину».

Ну какая из неё… однако получилась и другую в этой роли трудно представить.

- Что, неужели в вас нет ничего от Павлы (имя героини)?

Актриса задумывается, что-то вспоминает.

- В моей жизни подобных ужасов не было. Но была сестра, которую и муж поколачивал, и сынок их рос инвалидом, несчастье людское видела с детства.

Вообще её роль – это роль мученицы русского быта со всеми национальными нюансами и бытовой неустроенностью. Елена Ивановна рассказывает, что в детстве была активной общественницей, правоверной пионеркой, потом комсомолкой… и только позже успокоилась, пришло осмысление. Но не мученица, это точно… глаза счастливые, распахнутые.

- Я после съёмок долго отходила душой. Нет, такого успеха не ожидала (сейчас «Керосин» на фестивальный расхват – прим. автора). Как началось с «Кинотавра»… там ко мне подходили очень известные в киномире люди, целовали руки и говорили – «вы лучшая, но главный приз всё равно не получите».

- Почему?

- Да вы сами знаете.

Увы, знаю…

Тут мне тоже захотелось выпендриться, показать, какой сам с усам.

- Помните, как в советское время только один съёмочный период длился минимум три месяца. Зато в экспедициях оставалось время для личной жизни, осмотра примечательностей и… всяких забав. А сейчас настоящая потогонная система, смены по 15 часов без выходных-проходных. Вам какое время больше нравится?

Спрашиваю… и натыкаюсь на два удивлённых наивных взгляда:

- Дорогой вы наш, мы той жизни совсем не знали, нас же не снимали, нам хорошо и уютно в этом времени.

Я обиделся. Сам на себя. Вот кто за язык тянул… на больную мозоль.

Теперь в родном Ярославле мои собеседники знаковые личности. Но только в своём узком актёрском кругу – у них единственных есть кинопремии за лучшую роль. А вот местное телевидение их не заметило, ни областное, ни городское. Ну, что за идиоты… поувольнял бы!

Они считают, что хорошее кино может изменить мир. Знают, что после «Керосина» люди идут в церковь – «Спасись сам и глядя на тебя спасутся многие». Они часами могут говорить о встреченных в этой поездке людях севера - «леса вырубаются, а люди живут и не собираются никуда уезжать», о горящих глазах мэра Североонежска и его команде неравнодушных чиновников (сам не ожидал, что такие где-то встречаются), о тяге к культуре, Архангельск для жителей глубинки в фестивальные дни почти Канны.

Ну и под конец о творческих планах.

Валерий Маслов: - Я боюсь ждать такого же продолжения, просто благодарен судьбе. У Юсупа Сулеймановича готов сниматься хоть в роли копыта третьей лошади в упряжке.

Елена Сусанина: - Какие-то предложения появились, но я теперь не хочу размениваться. Вот если Юсуп Сулейманович пригласит…

Эти трое обязательно сделают ещё кино, которое в свою очередь сделает мир лучше. Точно вам говорю…

P.S. Разговор за пловом с режиссёром Юсупом Разыковым читайте в ближайших Итогах недели.

Леонид Черток  

  

 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Апрель 2020 (3)
Март 2020 (291)
Февраль 2020 (230)
Январь 2020 (226)
Декабрь 2019 (265)
Ноябрь 2019 (256)



Деньги


все материалы
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20