Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Алексей Шаповалов: «Строительство школ за счет частного капитала ускорит решение проблемы второй смены»

Проблема нехватки образовательных учреждений остается достаточно острой. Число школьников увеличивается – только в завершившемся учебном году за парты сели 15,6 млн детей. А новых школ строится недостаточно для того, чтобы дать всем возможность учиться в одну смену. По данным ГК «Просвещение», ежегодно вводятся в эксплуатацию примерно 170 новых образовательных учреждений. Эту цифру можно удвоить, если привлечь к строительству частный капитал, считают в компании. В последние годы она последовательно выступает интегратором многих процессов в образовании, в том числе вышла с инициативой применения механизмов государственно-частного партнерства при возведении новых объектов инфраструктуры. Подробнее об этой инициативе рассказал вице-президент по стратегическому маркетингу ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов. 

- В чем Вы видите основную сложность, тормозящую процесс активного строительства новых школ?

- В региональных бюджетах нет средств, необходимых для окончательного решения проблемы нехватки школ. Потребность в новых образовательных учреждениях составляет примерно от 5 до 7 тысяч школ общей стоимостью около 3 трлн рублей. На федеральном уровне государство, безусловно, многое делает. Принята и реализуется программа «Школа -2025», вопрос создания новых учебных мест, особенно в селах и поселениях городского типа, проработан в разделе «Современная школа» национального проекта «Образование».  Но все равно ресурсов пока недостаточно. Поэтому мы выступили с инициативой привлечения частного капитала к строительству школ. Таким путем можно ежегодно возводить еще порядка 200 образовательных учреждений, общей стоимостью, по самой приблизительной оценке, не менее 170 млрд рублей. 

- Ваша инициатива уже вылилась в какие-то конкретные проекты?

- Мы очень много времени посвятили изучению вопроса, досконально проанализировали все возможные нюансы и начали прорабатывать пилотные проекты. В частности, сейчас идет открытая дискуссия в Нижегородской области, где мы заявили о возможности создать шесть современных школ. Общая стоимость проекта оценивается в 19 млрд рублей. 

- На каких условиях «Просвещение» рассчитывает привлечь к возведению школ партнеров?

- Сейчас такое строительство возможно в трех формах. Первая - это стандартная модель госзаказа, по которой школы возводятся на деньги регионов. В данном случае все риски несет инвестор и, соответственно, риск того, что регион может получить некачественный объект достаточно значительный. Например, инвестор может не уложиться в сроки или вообще обанкротиться. 

Другие механизмы строительства предусмотрены законами «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнерстве». Проблема в том, что власти пока еще не готовы использовать эти модели. Дело в том, что из-за ограничений в законах ставка финансирования со стороны банков может быть для региональных институтов чрезмерно высокой. Ведь, по сути, школа как объект ничем не обеспечена, и если ее не достроят, банк не сможет вернуть вложенные средства. 

Вы считаете этот вопрос разрешимым?

- Безусловно, мы считаем, что выход есть. Уже сейчас крупные банки, в частности Сбербанк и «Газпромбанк» предлагают свои «коробочные решения» по строительству школ. Гарантами исполнения обязательств застройщиков перед инвесторами могли бы стать институты государственного развития, например «Внешэкономбанк». В этом случае стоимость заемных средств, которые выдаются на строительство школ, могла бы быть снижена. Сейчас мы пытаемся создать оптимальную конструкцию, выгодную всем заинтересованным сторонам. 

- Почему «Просвещение», которое в первую очередь известно как издатель учебной литературы и разработчик цифровых программ для школы, занялось вопросами строительства? 

- Мы уже давно выступаем как национальный интегратор в образовании. А в данном случае мы являемся интегратором, который предлагает строить самую современную образовательную инфраструктуру, полностью соответствующую требованиям регионов и местных работодателей. Мы начинаем с самой образовательной идеи школы – анализируем, на что ориентирован местный бизнес, в какие ВУЗы стремятся поступить учащиеся и многое другое. И тогда уже на стадии проектирования здания в него можно вложить образовательный смысл, соответствующий потребностям того или иного региона. 

Мы заинтересованы в том, чтобы подобных школ появлялось как можно больше, и именно поэтому взяли на себя не свойственную, на первый взгляд, роль. Уже в настоящее время «Просвещение» помогает некоторым строительным компаниям сформулировать смысловую часть технического задания. Ведь невозможно построить абстрактную школу – только стены и потолок. Здание изначально должно соответствовать определенным целям. И очень важно, чтобы новая инфраструктура отвечала потребностям в развитии школьников и задачам государства. В этом смысле мы двигаемся полностью в фарватере национального проекта «Образование» и многих других государственных программ.


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Сентябрь 2019 (155)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)
Июнь 2019 (246)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (250)



Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20