Сегодня в Итогах:
- Французский нарыв – Ницца испортила курортный отдых миллиардерам;
- В мире интересных цифр – россияне не рвутся на Запад за демократией;
- Архангельск алкогольный – как столице Поморья обрести цивилизованное лицо?
Международные новости
Франция: Теракт, который всегда с тобой
Вообще-то, самым резонансным событием уходящей недели стал подрыв журналиста Павла Шеремета. У меня сразу корпоративная солидарность сработала – фигасе, на кого руку подняли - мы же пишем, как нам заказывают. Имя известное, слегка скандальное, в своё время изрядно имидж президента Лукашенко потрепал, может, оттуда и прилетело.
А откуда ещё? В век интернета становятся доступны все зарубежные коммуникации, стоит только пару раз кликнуть «мышью». Я прослушал несколько программ Шеремета на украинском радио. Ничего сенсационного, кроме его известной фамилии. Пространные рассуждения о свободе, демократии, природе диктатуры, глобализации… на российских радиостанциях поострее бывают. Журналист не угрожал никому конкретно, не разоблачал, не грозил Европейским судом, не шантажировал, то есть, не делал ничего из того, за что у нас убивают.
Тем же вечером посмотрел по «Ностальгии» повтор программы «Рождённые в СССР» с этим самым Шереметом. И мне он в ней совсем не понравился – заносчивый, обидчивый, мстительный. Легко ведущийся на провокации, услужливо подкидываемые ему галантным ведущим (Владимиром Глазуновым). Ну, чего на такого тротил тратить, который вряд ли продаётся на любом углу Крещатика. Да и кому нужен пришлый журналист? Какой резонанс от его устранения, кроме общественного гвалта и правоохранительного геморроя? Тут и версия подвалила, что не попёрло Павлу в то утро: взрывали его гражданскую жену Алёну Притулу, имеющую репутацию первой стервы украинской журналистики. Всё, тут сразу стало неинтересно (хотя и грустно). Поговорим лучше за Францию…
Чтобы освежить в памяти… В четверг 14-го, поздно вечером, когда после праздничного фейерверка по случаю Дня Бастилии десятки тысяч местных жителей и туристов стали расходиться, на набережную курортного городка Ницца выкатил белый 19-тонный фургон-рефрижератор. Очень большая бибика, как любит выражаться мой двухлетний сын. Смяв установленные полицией металлические барьеры, отгородившие прогулочную зону, и набирая скорость, фургон рванул вперед, давя людей и разбрасывая в стороны тела. Какой-то отчаянный мотоциклист пытался забраться в кабину озверевшего «холодильника» и вырвать руль… не получилось. Полиция припозднилась - курортная атмосфера не располагает к быстроте действий в подобных ситуациях, когда к ним попросту не готовят. Но уж когда налетели… водитель пытался отстреливаться и был убит. Итог кровавого заезда: 84 погибших, раненых – 121 человек. Пострадало много детей, в том числе, грудных.
Злодеем, управлявшим «рефрижератором смерти», оказался давно переехавший в Ниццу 31-летний уроженец Туниса Мохамед Булель с исправными французскими документами. Соседи описывают его как «странного чела» с прибабахами. Что само по себе не является преступлением, но должно настораживать. Особенно в такой «терророёмкой» стране, какой стала Франция в последние годы.
Какое-то время весёлая страна Франция пребывала в шоке, не веря, что всё это произошло именно с ней. Когда взрывают самолёт в воздухе, тут пахнет безысходностью – кому-то не повезло, все под Богом ходим. Но когда расстреливают во время вечернего променада… так и хочется найти виноватых. Не только самого исполнителя эксцесса, но и тех, кто ему способствовал. Просмотр камер наблюдения с Английской набережной показал, что Булель несколько дней изучал обстановку. Кроме этого, он страдал от психических расстройств, пил, принимал наркотики, участвовал в драках и был хорошо известен полиции. Что уже подозрительно. Однако… этот тунисец был, как ни крути, мусульманином. Хоть и пил, что Коран запрещает. И жена его бывшая говорит, что муж не был религиозным, не надевал на неё хиджаб, как другие, не соблюдал Рамадан. Вот и гадай теперь – маскировался или «крышу» снесло в одночасье?
Вот причина, почему уже на этой неделе во французских газетах стали появляться пространные рассуждения на тему, что убийца Булель был вовсе не исламским террористом, а обычным сумасшедшим, у которого на фоне июльской жары и неприятностей в личной жизни (жена ушла) случился приступ немотивированной агрессии. Ну, а то, что запрещённое в России «Исламское государство» взяло на себя ответственность за этот кошмар, так ведь у религиозных фанатиков это принято.
Возможно, что оно и так - уж больно увлечение латиноамериканскими танцами и походы в фитнесс-клуб не вяжутся с радикальным исламом. Но тогда Мохамед Булель подставил своих соплеменников не по-детски. Потому что теракт в Ницце может стать той самой каплей, что переполнит чашу европейской толерантности. Так, евроскептики, которых становится всё больше и больше с каждым терактом, прямо заявили, что, если не будет пересмотрена в сторону ужесточения миграционная политика и квотирование беженцев из мусульманских стран, они будут добиваться закрытия границ отдельных стран в рамках шенгенской зоны. А это уже начало конца единого европейского пространства, всё остальное тоже потеряет смысл.
А уж какой урон репутации Лазурного берега Франции - излюбленного места отдыха миллиардеров, обожающих ставить там на прикол свои роскошные яхты! По сведениям, появившимся в английской прессе (ну, естественно, вечное соперничество между двумя соседями через Ла-Манш), Лазурный берег за последние годы превратился в один из главных центров радикального ислама: в городах огромное количество потомков иммигрантов из стран Магриба и салафитских проповедников. И вообще, этот регион занимает второе место после Парижа по числу лиц, находящихся под контролем полиции по подозрению в связях с радикальными исламскими организациями - ни больше, ни меньше.
Мы свысока посмеиваемся над европейцами: что, доигрались со своим мультикультурализмом? Но разве в СССР не играли с тем же самым, пытаясь вывести универсальную породу советских людей, оставляя при этом и национальные языки в окраинных республика, и «пятую графу» в паспорте? То, что на улицах российских мегаполисов ещё недавно резали жертвенных баранов, лишь показатель слабости центральной власти. Как и уходящие неизвестно куда, кому и на что бюджетные миллиарды, которыми Кремль второе десятилетие пытается притушить перманентно тлеющий Кавказ.
Терроризм победить нельзя в принципе. Тем более, религиозный - для него всегда готова почва. Сепаратистский – ещё как-то. И то любому государству будет сложно пойти на публичное признание собственной слабости. Пока же мы имеем дело с эпидемией, ибо на место любого Булеля (пусть он и никакой не идейный, а просто спятивший на фоне сексуальной неудовлетворённости) придёт сотня упёртых шахидов. К которым даже агентов внедрять не имеет особого смысла - среди психов и так полно одиночек-социопатов.
Лично мне на ум приходят очень непопулярные меры. Например, собрался переехать с голодного Востока на сытый Запад – изволь пройти полную ассимиляцию. И никаких мечетей, тем более медресе как рассадников ваххабизма. Приспичило – будь ласков, молись дома. Причём при получении вида на жительство заставлять подписывать соответствующую бумагу, где отдельной строкой прописано – за малейшее отступление немедленная депортация. А уж высылка всей многочисленной родни совершившего теракт - вообще святое дело. В Израиле ещё сносили бульдозерами дома шахидов… тоже помогало.
Если и не вылечит, то кого-то приструнит. Хотя бы на время…
Федеральные новости
Выборы: А что это такое?
Да, лето. Да, жарко. Да, информационный штиль… не считая французских терактов и турецких переворотов.
Но так быть не должно! Потому что скоро выборы - и двух месяцев не пройдёт. Прекрасно помню оживление 90-х, когда в метро говорили не только о скачках цен и инфляции, но и о своём гражданском долге. Драйв был, в гражданах жила уверенность (иллюзия?), что от их голоса зависит их же будущее. Честное слово, по домам (как минимум, московским) ходили бесплатные агитаторы, работавшие не за деньги, а за идею (я потом специально проверял). Увы, в основном они представляли какие-нибудь реакционно-маргинальные объединения типа Союза офицеров, но факт есть факт. И куда всё это делось?
Вот что гласит вывод из соцопроса, проведённого «Левада-Центром»: у россиян снизился интерес к выборам в Государственную думу. Если за два месяца до прошлых выборов - в октябре 2011 года - эта тема была актуальна для почти двух третей опрошенных (62%), то в июне 2016 года её обсуждают меньше половины россиян (45%).
Социологи, не мудрствуя лукаво, объясняют такое положение дел разгаром отпусков и отсутствием политической интриги. Первое вполне объяснимо – в летнюю жару мозги работают совсем в иную от избирательного участка сторону – у кого к заграничным пляжам, а у кого к родным грядкам. Стоп, но ведь знаменитые президентские выборы 1996 года, особенно их второй тур (Ельцин vs Зюганов), тоже не зимой проходили. Соответственно, это лишь часть проблемы, хотя и она играет на снижение явки.
Зато рост политической апатии у населения налицо. «Левада» выявила такие тенденции: большинство россиян либо смутно себе представляют, чем занимались депутаты Госдумы в течение последних четырех лет (44%), либо вообще ничего об этом не знают (46%), только 7% имеют «довольно полное представление» о работе депутатов. Как - хочется воскликнуть - это же всё время освещают и в прессе, и на телевидении?! Только смотрят и читают единицы. Остальные плотно сидят на сериалах, «юморинах» и гламурной мишуре. Новое поколение выбирает покемонов… оно в принципе не представляет, зачем нужен парламент.
А ещё социологи установили причины, по которым граждане намерены голосовать за ту или иную партию. Так, поддержку населения «Единой России» обеспечивает в основном симпатия россиян к лидерам партии. При этом программу и лозунги единороссов разделяют только 16% ее избирателей. Из чего можно сделать вывод – опрошенные россияне понятия не имеют, что лидером «партии власти» у нас не Путин, а Медведев (не то цифры были бы совсем иными). Вот если бы россиянин голосовал за стабильность в лице «Единой»… хотя бы за такую, какая есть, тогда другое дело.
Интересно, что в случае с КПРФ всё наоборот: 46% сторонников назвали в качестве повода голосовать за партию коммунистов именно её лозунги и программу. Голосовать за коммунистов из-за их лидера Геннадия Зюганова хочет только каждый пятый сторонник (20%). Видимо, он и там надоел своей простотой и предсказуемостью, но пока крепко держит вожжи в руках.
В стане эсеров примерно всё то же самое. Зато в ЛДПР главный, единственный и неповторимый - председатель партии Владимир Жириновский. Большинство симпатизирующих партии (59%) назвали это основной причиной за неё голосовать. Именно этим ранее эксперты объясняли успехи партии в рейтингах. За предложения партии готова отдать голоса треть её сторонников (32%).
Как мы видим, утверждение о подавляющем вождизме в российской политике относится далеко не ко всем. В то же время, любопытно было бы посмотреть, что случится с ЛДПР после ухода её лидера. Что-то я сомневаюсь, что она так сразу возьмёт и закроется…
Тут интересно сравнить другие цифры – опрос на тему, сколько россиян задумывается об эмиграции. Не о работе где-то за рубежом, а именно об отъезде на ПМЖ со сменой гражданства. Вряд ли многие стремятся сменить Россию на азиатские страны, когда Запад в нашем представлении как раз и является колыбелью свободных выборов.
Так вот, никогда не думали об отъезде 73% россиян, а конкретно хотят уехать только 19%. Опросите любую другую европейскую страну, пусть даже вполне благополучную, цифры будут совсем иными. Причём могу спорить – об отъезде за рубеж чаще задумывается молодёжь, никогда не жившая при социализме.
Какая связь? Прямая. В годы моей молодости об эмиграции серьёзно задумывались лишь те, кто имел на неё шанс. То есть евреи, немцы, греки… те, кто подпадал под программу «воссоединения с семьёй». Тех, кому просто не нравилось жить при социализме, никуда не выпускали. Наоборот, запирали на три замка в спецлечебницы… это же сумасшедшие! Из загранкомандировок срывались единицы. Да и сейчас представителям титульной нации проблемно уехать - просто не к кому. К этому же можно отнести проблему отсутствия у России своего лоббистского центра в странах Запада. В то же время, всем известно, какую роль в независимости Косова сыграла малочисленная, но шумная и скандальная албанская диаспора, проживающая на территории США.
Что касается наших родных выборов, то тут прогнозы пока делать трудно. Вроде бы, какое-то оживление внесли единороссовские праймериз. В том плане, что с них стали брать пример другие партии, вплоть до круто оппозиционных. Например, ПАРНАС, который, несмотря на разгоревшиеся внутренние скандалы с обвинением друг друга в узурпации власти, слепил свою тройку - Михаил Касьянов, Андрей Зубов, Вячеслав Мальцев. Обалдеть можно. Если мне, пасущемуся на этом поле, известна лишь первая фамилия, то что говорить об остальных избирателях.
Вроде бы какой-то оживляж можно ожидать. Даже в либеральном секторе, где «Яблоко» усилилось хорошо узнаваемыми Владимиром Рыжковым и Дмитрием Гудковым, а партия Роста ухитрилась сговориться с самой Хакамадой. Впрочем, вряд ли Ирина Муционовна долго сопротивлялась… ей же надо когда-нибудь возвращаться в политику.
Однако вспомним, откуда взялось разочарование избирательным процессом, которое установили социологи «Левады». По-моему, проблема именно в том, что гражданская активность как результат нарушений в ходе выборов, была даже не жестоко подавлена властью, а как бы не замечена - общественный протест 2011-2012 гг. попросту слили. Уже и Путин стал снисходительно относиться к инакомыслию, ибо понимает, что подобный курс лишь отбрасывает Россию с когда-то завоёванных демократических позиций, без которых в передовой группе цивилизованных стран делать нечего.
Ещё одна особенность грядущих выборов, о которой говорят в интернете, но побаиваются писать в официальной прессе, - это то, что в глобальном смысле от парламентских выборов мало кто чего-то ждёт. Зато ждут от конкретных людей, представляющих тот или иной регион, от их узнаваемости и лоббистских возможностей.
Вот об этом и стоит думать, когда решаешь - идти на выборы или нет.
Региональные новости
Архангельск: Шёл по набережной начальник…
На понедельничной планёрке в областной администрации губернатор Игорь Орлов пожурил мэра Архангельска Игоря Годзиша за… некультурность отдельных архангелогородцев. Речь шла о культуре пития…
«…губернатор Орлов сказал, что часто прогуливается по набережной Северной Двины, где постоянно наблюдается группы пьяных людей. По словам Орлова, набережная — это территория жителей Архангельской области, а люди вынуждены отводить детей от подвыпивших компаний».
Далее глава региона предложил главе города пройтись в пятницу вечером по архангельской набережной… полюбоваться. И пройдутся. И увидят. То, что видят в любом городе России, где не введён сухой закон – сидя и выпивают на лавочках. Иногда дерутся и мусорят - тут уж дело полиции. Понятно, что не справляются - всех не переловишь.
Какой выход? Загнать алкоголь под крышу: чтобы дети не видели, чтобы бабушки в обморок не падали. Но…
«В Управление Роспотребнадзора по Архангельской области пришло обращение от гражданина, который жаловался на шум от кафе «Мята Lounge», расположенного в Архангельске на проспекте Ломоносова. Для проверки этого обращения Управление возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. Чтобы установить факты нарушений, специалисты Управления отправились в «Мяту», дабы понять, насколько много шума от заведения».
Надо сказать, что управляющий заведения сам оказался не прав, решив не пускать проверяющих внутрь заведения, за что и налетел на штраф. Но в данном случае мы говорим об общем подходе к проблеме.
В доме, в котором я живу, на первом этаже тоже располагается заведение общепита. Весьма симпатичное и запахами, и интерьером, и музыкальным сопровождением. И мне, например, очень нравится, когда в родном санузле вечерами звучит саксофон. Но это безмерно раздражает одну из соседок, которая ведёт с заведением непримиримую борьбу, заваливая кого только можно заявлениями и жалобами. Такая у неё «гражданская позиция» или - если хотите – стервозный характер. Хотя каждый год 31-го декабря в наши двери стучится Дед мороз из нижнего ресторана, принося в каждую квартиру праздник в виде шампанского и дорогих конфет. Просто по-соседски, из уважения. Согласитесь, приятно. Но не всем…
Я вспоминаю свой первый приезд в Архангельск в мае 2000-го. Штаб кандидата работал за полночь, захотелось есть, и мы без труда нашли на набережной недорогое круглосуточное кафе как раз по запросам. Не могу сказать, что там собрался местный бомонд, но время проводили без шума и без скотства.
Запрет – это самое несложное. И самое провальное по сути. Наверняка все читали про чайники с коньяком, подаваемые в ресторанах горбачёвского периода. Патрульно-постовые милиционеры жаловались, что, чем круче закручивают гайки, тем больше пьяных на улицах – уж если повезло выстоять в очереди, то напьются до синих зорь. О пандемии смертей от алкогольных суррогатов вы сами в курсе.
Тридцать лет назад крутые запретительные меры ни к чему хорошему не привели. Например, творчески мыслящий коллектив «Мосфильма» (и я отнюдь не исключение) перешёл на домашнее изготовление. Дело было даже не в дороговизне продукта, а в сложности покупки. Вот банальный пример. Лето, воскресенье, шашлыки. Вы выходите из дома с благим намерением купить к ним пива или сухого вина и через несколько часов оказываетесь у винного прилавка без единой пуговицы, которые вам оторвали в бунтующей очереди. Какой после этого «Ячменный колос», какое «Каберне»? Водки на все, чтобы только залить унижение! Это не борьба с пороком, а удобрение благодатной почвы. Война с ветряными мельницами приносила славу только литературным героям.
Что нужно нашему городу, на взгляд автора Итогов, так это побольше выносных летних площадок в месте, где обзор действительно радует взгляд – на набережной Северной Двины. Лето здесь настолько короткое, солнечные дни без дождей так редки, что проводить их за стенами кафе и ресторанов просто обидно. А так сидишь, цедишь, чайками любуешься… а если нервы не выдержали и в разнос пошёл – пожалуйте в участок. И чтобы потом никого не обвинял в отсутствии условий для культурного отдыха.
При этом не нужно забывать, что в нашем национальном менталитете лежит сопротивление любому запрету. Даже в такой законопослушной стране, как США, найден способ публичного распивания спиртного на улице. Банку пива вам упакуют в непрозрачный бумажный пакет прямо в супермаркете, а потом вы идёте по улице или отдыхаете на скамейке в парке и, знай себе, прихлёбываете. И полицейский уже не имеет права проверить содержимое кулечка. Это равносильно вторжению на частную территорию, что совершенно недемократично.
В общем, желаю губернатору и мэру хорошего пятничного променада по набережной. Только пусть почувствуют себя не крутыми начальниками, а простыми мужиками после трудовой недели.
Ей-богу, лишним не будет.
Леонид Черток, зоркий глаз ИА RUSNORD