Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Павел Флоренский. Судьба священника в Советской России

Об отце Павле Флоренском, репрессиях и преследованиях советской эпохи, о «человечной» святости и семейной памяти корреспондент «Вестника митрополии» Екатерина Суворова беседует с Александром Флоренским — российским художником, графиком, иллюстратором, внучатым племянником священника Павла Флоренского.

— Расскажите, пожалуйста, какая степень и линия родства связывает вас с отцом Павлом?

Павел Александрович был братом моего деда, Андрея Александровича Флоренского.

— Как и когда вы узнали об отце Павле? В какие годы, сколько лет было вам самому? Как родные объясняли вам его судьбу и место в семейной истории?

Признаться, точно не помню, но, кажется, лет в 12 я уже знал о таком родственнике, а родные объяснили его судьбу и место в истории вполне адекватно. Примерно тогда появилась одна из первых официальных публикаций отца Павла — отрывок из «Воспоминаний детства» в альманахе «Прометей». Я украл этот альманах в школьной библиотеке (чего не стыжусь), прочел, и мне очень понравилось. До сих пор эта книга стоит у меня на полке на даче.

— Отец Павел был священником и богословом во времена гонений на Церковь и погиб за свою веру. Потрясло ли это вас — ребенка или молодого человека, рожденного при коммунистическом и атеистическом строе?

Надо сказать, что про коммунистический и атеистический строй годам к двенадцати я уже все понимал, так как рос в нормальной семье, где все называлось своими именами, да и к тому же сам видел всю подлость и пошлость советской власти. Помню, как в 6 классе мы издевались с моим одноклассником Димой Ливеровым над заметками в газетах в духе «сам я Солженицына не читал, но этого клеветника надо изгнать из страны» (тогда как раз шла кампания травли Солженицына). Так что особенно потрясти меня ничто не могло – я с детства путешествовал с родителями по стране, видел разоренные и уничтоженные церкви и монастыри, и никаких сомнений в том, кто все это сделал, у меня не было.

— Поменяло ли вас знание об отце Павле и его пути? Как оно на вас повлияло? Поменяло ли оно ваше представление о государстве, о «стране, где так вольно дышит человек», и где ваш родственник был убит властью без вины?

Думаю, что поменяло, я ведь с детства дружил с его тогда уже немолодыми детьми и взрослыми внуками, понимал весь ужас революции и репрессий не абстрактно, а применительно к родственникам, членам семьи. А повлияло это знание видимо тем, что мое презрение и брезгливость по отношению к советской власти укрепилось, а уважение к погибшим и пострадавшим возросло.

— Сидеть ребенком за партой и слушать про победивший социализм, уже зная о преступлениях режима, — какие мысли, чувства это рождает?

Ну, в моей семье был не один такой человек — еще один брат моего деда, Александр Александрович, этнограф и литератор, погиб в лагере. А вранье про социализм и коммунизм я научился игнорировать достаточно рано, долго не вступал в комсомол, например, — хотя перед самым окончанием школы дал слабину и всё же вступил в эту мерзкую организацию, так как очень хотел поступить в институт вместо службы в армии. Боялся, что неучастие в комсомоле сможет помешать моему поступлению. До сих пор жалею, что совершил этот трусливый шаг, так как в институт поступил с блеском и, скорее всего, никто бы не обратил внимания на этот пункт, как я сейчас понимаю.

— Отец Павел был осужден и расстрелян за якобы «участие в контрреволюционной и национал-фашистской организации». Вы родились уже после его реабилитации, когда о нем, вероятно, можно было говорить свободно. Можно ли было, если преследования и репрессии в той или иной форме продолжались вплоть до восьмидесятых годов? Преследовали ли — в той или иной форме — вас или ваших друзей — художников, музыкантов — не разделявших государственную идеологию?

Ну, в 80-х годах было всё же полегче, чем при Сталине, но однажды в жизни беседу с человеком из КГБ пришлось иметь и мне. Когда мне было 24 года, и я дружил с художниками андеграунда, меня вызвал на беседу сотрудник комитета: он дал понять, что знает обо мне всё, и пытался завербовать меня. Хотел, чтобы я рассказывал о том, что происходит на открытиях и обсуждениях выставок нонконформистов. И хотя я не был Зоей Космодемьянской и не плюнул ему в морду (а стоило бы), но тем не менее дал понять, что делать этого не буду. А потом случилась перестройка и больше я с этой организацией не сталкивался.

Но среди моих знакомых были люди, отсидевшие за свои убеждения именно в 70-х и 80-х годах, например Владимир Пореш, издававший самиздатовский религиозно-философский журнал, или отец Павел Адельгейм, чью историю объяснять не надо; дважды сидел в тюрьме мой близкий друг гениальный поэт Олег Григорьев.

И если напрямую сажали немногих, то отравляли жизнь всем нормальным людям — лучшие художники, поэты и писатели должны были работать сторожами, кочегарами, дворниками, опасаясь обвинения в тунеядстве. Помню, как я ходил с Цоем за компанию в банный трест — он устраивался там уборщиком в бане, мыть по вечерам ее помещение из шланга. Сейчас это звучит смешно — ведь к этому моменту все его лучшие песни были уже написаны.

— Мы знаем, что в тридцатые годы родственников осужденных по контрреволюционным статьям преследовали, и очень жестоко. Удалось ли — и как? — отцу Павлу защитить своих родных от репрессий, постигших его самого?

По счастью, дети и внуки отца Павла впрямую не пострадали, но, конечно же, они были детьми врага народа, и это не могло не наложить отпечатка на их судьбу с раннего детства. По воспоминаниям моей бабушки, мой дед, будучи гениальным изобретателем и руководителем секретного конструкторского бюро, всю жизнь держал в прихожей чемоданчик с вещами первой необходимости, ожидая ареста. Но, видимо, он был уж очень хорошим изобретателем (а работал он в области вооружения военных кораблей), и его — на удивление — не тронули.

— Менялось ли ваше восприятие пути отца Павла?

Конечно, ведь я с годами больше узнал и о нем самом, и прочел больше его книг, статей, писем, побывал на Соловках. Поражаюсь его гениальности во всех областях и подлинному христианскому смирению.

— Есть ли работы, мысли, цитаты отца Павла Флоренского, которые наиболее дороги Вам? Если да, то какие?

Я чуть ли не каждый год перечитываю «Воспоминания детства», мне эта книга кажется одной из двух величайших книг о собственном детстве. В конце этой книги есть «Завещание», адресованное отцом Павлом своим детям, но я и к себе применяю эти советы. Вторая книга – «Другие берега» Набокова, хотя более разных людей, разного детства и разных судеб трудно себе представить.

— Во все годы после расстрела семья сохраняла память об отце Павле. Кто был основным хранителем его памяти в те годы, позже, сейчас и после смерти игумена Андроника?

Сын отца Павла Кирилл Павлович, крупный ученый, академик, геолог с мировым именем; внук Павел Васильевич, тоже крупный ученый, и тоже геолог, ну и, конечно, отец Андроник (Александр Сергеевич Трубачев).

С самого начала вместе с отцом Андроником музеем активно занималась Мария Сергеевна Трубачева, сестра отца Андроника, и думаю, что и впредь будет заниматься. Других сведений у меня пока нет, но, полагаю, что дело начатое отцом Андроником, несомненно продолжится, хотя порою кажется, что с его работоспособностью и целеустремленностью он успел опубликовать всё, что можно.

— Интересы отца Павла Флоренского были обширны: тут и богословие, и химия, и вечная мерзлота, и диэлектрики, и механика, и искусство. Насколько мне известно, потомки отца Павла также имеют множество самых разных интересов, среди них есть даже эксперт по чудесам (звучит замечательно). Расскажите о том, чем занимались и занимаются дети, внуки и правнуки отца Павла, какие профессии они представляют?

Эксперт по чудесам — это как раз Павел Васильевич, он, насколько я знаю, входит как ученый в некую комиссию по чудесам, которая рассматривает случаи мироточения икон и подобные этому явления, пытаясь отделить реальность от вымыслов. В основной своей жизни он, как я уже сказал, академик, геолог и преподаватель ВУЗа. Вообще, очень многие из детей и внуков и даже правнуков отца Павла стали геологами, это какая-то семейная профессия прямо. Ну, а еще много художников — три сестры отца Павла были художницами, вот и я, и мои родители, и мои жена и дочь тоже пошли по этой линии. В Москве есть мой племянник Василий, из геологов переквалифицировавшийся в живописцы.

— У самого отца Павла было пятеро детей. Насколько мне известно, семейное древо Флоренских вообще раскинулось весьма обширно. Это большая семья с большим количеством детей. Известно, что к своим детям отец Павел относился очень внимательно, чутко и глубоко. Известно также, что отец Павел критически относился ко многим чертам и свойствам тогдашнего образования — школ, гимназий. При этом Флоренские-дети — это ученые, художники, образованная интеллигенция, то есть, как раз те, кем обычно хотят видеть родители своих детей.

Есть ли в семье какая-то общая константа воспитания детей? Что, если не строгость, свойственно Флоренским вообще как родителям?

Ваша дочь — известный художник. Что для вас наиболее важно в воспитании, в жизни с ребенком — маленьким и уже взрослым? Думаю, это актуальный вопрос во все времена и тем более в наше, когда родители сетуют, что их дети ничего не хотят, и никакая строгость этому не помогает.

Трудно сказать, и за других Флоренских я тем более судить не берусь, но мне кажется, что своих детей надо любить и уважать, стараться быть с ними на равных, вот и вся хитрость. Мне кажется, что во всяком случае сейчас мы с дочерью общаемся на равных — например, я всегда прислушиваюсь к ее советам в художественной сфере. Она обладает безукоризненным вкусом и высоким профессионализмом, так что если когда-то она пользовалась моими советами (что и сейчас порой случается), то теперь и я часто интересуюсь ее мнением по поводу моей работы. К тому же моя дочь образованнее меня: прочла больше серьезных книг, знает английский намного лучше, чем я, разбирается в вопросах философии, ну и так далее…

— Как вы рассказывали об отце Павле и эпохе, в которую он жил, своему ребенку? Как в вашей семье отмечают дни его памяти и дни памяти жертв сталинских репрессий?

Моя дочь, разумеется, всё обо всем знает, она взрослый широко образованный человек, довольно известный художник. А отмечать какие-то даты в нашей семье не принято, мне это кажется излишне пафосным, и я уверен, что и Павел Александрович считал бы точно так же. Из его воспоминаний о своих родителях (то есть моих прадедушке и прабабушке) ясно, что в семье всегда был культ простоты, и всякий пафос семейной традиции был чужд.

— Возможна канонизация отца Павла. Насколько мне известно, основной вопрос, который мешает этому — его признательные показания, которые после реабилитации становятся недействительными и теоретически не должны бы иметь определяющей силы. Как вы думаете, почему отец Павел признавался в том, чего не совершал? Есть информация, что ему предлагали выйти из лагеря на свободу, но он не сделал этого. Почему?

Всем известны методы, которыми в НКВД заставляли подписывать показания, посмотрите на последнюю фотографию о. Павла из следственного дела, и этот вопрос будет снят. Кроме того, думаю, что кроме физических пыток широко применялся шантаж: обещание расправиться с женой и детьми. Я уверен, что предложения выйти из лагеря на свободу НКВД не делало никому, а вот информация о том, что еще до ареста его приглашали с семьей выехать в Прагу — да, есть, но это предложение он отверг. Полагаю, что по простой причине — он принципиально не хотел уезжать из своей страны, что бы в ней ни происходило. Я его очень хорошо понимаю. Пусть уезжают те, кто испоганил эту страну.

— Что конкретно испоганили революция и советские годы в нашей стране? Что в коммунистической эпохе имеет самые удручающие последствия для нее сейчас?

Большевистский переворот уничтожил всё лучшее в России. Убил множество прекрасных людей, а кого не убил, того развратил или искалечил физически или нравственно, сжег усадьбы и библиотеки, разворовал музейные коллекции, уничтожил тысячи церквей, переселил или практически уничтожил целые народы, всем нормальным людям этот список преступлений Ленина-Сталина и иже с ними известен, нет смысла повторяться.

— Многие люди хотят уехать из России. Вы были во многих странах, видели множество прекрасных городов — вам никогда не хотелось уехать?

Мне никогда не хотелось уехать из России, я очень тесно связан с Петербургом и не могу себе представить, что я его навсегда покидаю. Хотя подолгу живу в Грузии, и много путешествую по стране и миру.

— Для вас отец Павел — святой?

Да.

— Наверное, многие сказали бы, что святой — это человек изначально «не от мира сего», что он не может совершить ошибки, не может быть причастен чему-то человеческому, зато наоборот, может совершить чудо, и так далее. Что лично для вас означает понятие святости вообще и на конкретном примере отца Павла?

Святитель Николай географически и исторически жил далеко и при этом совершал и совершает великие чудеса, и его святость понятна, легко объяснима любому человеку.

Отец Павел жил недавно, и сейчас живет круг поколений, очень близкий к нему — есть интервью его внуков, данных буквально в наши дни, в эти годы. Живо предание его детей о том, каким он был в повседневной, семейной, домашней жизни. В чем проявляется святость живого человека, о котором мы знаем куда больше человеческого, чем агиографического, иконографического?

Как мы знаем, святыми могут стать и мытарь, и блудница, и преступник, что уж говорить о таких гениальных людях, как Павел Флоренский, проживший почти на наших глазах жизнь, полную тягот и страданий. И как раз это «человеческое» знание для меня намного более убедительно, чем полулегендарные свидетельства многовековой давности, в которых жизнь святых выглядит несколько абстрактно и дидактично и, как правило, несколько лубочно. Я был в пещере святого Франциска в Ла Верне в Италии и в доме отца Павла в Загорске, и этот дом мне говорит о святости не меньше, чем та пещера, «при всем уважении», как говорится.

— Как это — быть родственником святого? Накладывает ли это на вас какие-то внутренние обязательства перед самим собой, дает ли чувство заступничества, влияет ли на мироощущение? Каково значение пути отца Павла, его фигуры, его жизни — в жизни вашей?

Масштабы личности Павла Флоренского и моей настолько несоизмеримы, что на этот вопрос не знаешь, что и ответить. Хотелось бы прожить оставшуюся жизнь достойно и успеть побольше всего сделать, по возможности — хорошего.

Екатерина Суворова 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (102)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20