Заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Епифанова выступила на пленарном заседании нижней палаты российского парламента. В своём выступлении она заявила о недопустимости "оптимизации" жизни пожилых людей. По её мнению, после многолетних усердных действий чиновников на ниве «оптимизации» это слово стало сродни ругательному, а жизнь легче никому не сделало.
Публикуем полный текст:
Тема моего выступления – о том, как в нашей стране «оптимизируется» жизнь пожилых людей.
Понятно, что слово «оптимизируется» употреблено здесь в негативном смысле. После многолетних усердных действий наших чиновников на ниве оптимизации это слово стало сродни ругательному.
Я хочу на нескольких примерах показать, как для пожилых людей создаются все условия для МАКСИМАЛЬНО НЕУДОБНОЙ ЖИЗНИ.
Конечно, пожилые люди консервативны, любое изменение сложившегося, – пусть плохого, но привычного уклада жизни они воспринимают болезненно, к новому привыкают медленно и плохо.
И с этим обязательно нужно считаться, «оптимизируя» жизнь пожилых людей.
Пенсионеры в моей Архангельской области жалуются, что им последовательно усложняют простое дело – платежи за коммунальные услуги.
Вот пример.
В Архангельске семья пенсионеров, один из которых инвалид 1 группы, получает квитанцию за отопление и горячее водоснабжение.
В квитке написано, что вводится новая система сдачи показаний бытовых приборов учета. Если раньше плательщик мог позвонить оператору и передать показания, то теперь ему предлагается на выбор два варианта:
либо регистрироваться в личном кабинете на сайте ресурсоснабжающей организации и передавать сведения туда,
либо звонить на круглосуточный автоответчик.
Эти бабушка и дедушка выбрали второй вариант, так как из средств коммуникации располагали только городским телефоном.
Домашнего компьютера у них нет.
Так вот, они посвятили целый день тому, чтобы передать эти показания на автоответчик.
И ничего у них не получилось.
Автоответчик просил их нажать цифру один. Они нажимали, но связь обрывалась. Обозленные и расстроенные, они попросили помощи у внука.
Пришел внук, выяснил, что оказывается, автоответчик готов «общаться» только по мобильному телефону. И вот: 25-летнему молодому, продвинутому парню понадобилось 40 минут, чтобы передать показания заветного счетчика горячей воды.
Вначале просят ввести номер лицевого счета плательщика – это почти десяток цифр. И это только кажется простым. Попробуйте в режиме разговора это сделать. А еще нужно торопиться, – если вы замешкались,
машина решит, что вы вышли из процедуры и связь прервется.
И нужно будет делать все сначала.
Этап с вводом номера счета у внука затянулся. Оказывается, этот многоциферный ряд нельзя вводить до того, как «электрическая женщина» договорит до конца все свои инструкции. Иначе в комбинации появляется лишний ноль, из трубки доносится фраза «Такого лицевого счета не существует», и всё нужно опять начинать сначала.
Наконец всё же удается ввести этот номер. После этого – новый сюрприз!
Запрашиваются три последние цифры заводского номера счетчика. Пенсионеры и их внук не были готовы к такому повороту событий. Этих цифр просто никто не знал.
Автоответчик решил не дожидаться, пока граждане выйдут из нумерологического ступора и снова прервал связь. А наши горемыки отправились в ванную комнату искать очередной номер.
Нашли.
Новый звонок автоответчику, новое ожидание, пока он договорит до конца все свои инструкции, потом снова ввод номера лицевого счета, нажатие решетки, ввод трех последних цифр номера прибора учета, опять решетка, потом для контроля нужно выслушать введенные показания счетчика, еще раз нажать решетку, ввести новые…
Все! Вроде бы можно расслабиться и через месяц готовиться к новому сеансу связи с автоответчиком.
Но нет! Внук, достигший финала, зазевался и не услышал, что все это дело нужно подтвердить еще одним, теперь уже последним нажатием кнопки с решеткой…
Пришлось пройти весь квест сначала.
Молодому человеку понадобилось 40 минут. Сорок! Чтобы передать три цифры ресурсоснабжающей организации. Подумайте, сколько времени понадобится старикам и инвалидам? А что делать людям, у которых нет ни мобильного телефона, ни интернета, ни соответствующих навыков?
Кстати, здесь скрыта еще одна проблема. Почему человек, чтобы передать данные о потреблённых ресурсах, должен платить за это деньги? Ведь он звони́т со своего мобильного телефона, и за разговор платит из своего кармана.
Я считаю, что сбор показаний приборов учета – задача ресурсоснабжающей организации. И она не должна перекладывать её на потребителя.
В нашем ЖКХ, куда ни кинь, – всюду клин. С клиентом – как с врагом. Постоянно рождаются разные неадекватные схемы с недружественным интерфейсом.
Заметьте, пока на другом конце провода сидел живой оператор – никто не жаловался.
Так и хочется сказать: «Чудны́ дела Твои, Господи! Но более всего Ты учудил С РОССИЙСКИМ ЖКХ»!
Однако проблема не ограничивается только «восстанием машин» в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Нечто подобное происходит и в здравоохранении.
Например, электронная запись к врачу.
Всем здесь понятно, что львиная доля пожилых людей не в ладах с этой электронной системой. Более того, когда я недавно приезжала в город Северодвинск, пенсионеры жаловались, что не могут записаться даже к терапевтам.
И, как водится на Руси, победили машину фирменной отечественной смекалкой.
Бабушки просто идут к кабинету нужного специалиста, садятся в очередь и начинают рыдать.
Вокруг них собирается толпа, кто-то жалеет рыдающую бабушку и пускает ее вперед очереди. Так они и попадают на прием к врачу.
Знаете, кому-то это может показаться забавным.
Не забавно. Не смешно. – ОТВРАТИТЕЛЬНО.
Это позор для страны – старики не могут беспроблемно получить медицинскую помощь.
И их вынуждают ловчить и лукавить.
Вот вам итоговый результат совершенствования медицинского обслуживания населения.
Пожилые люди говорят, что в лихие девяностые в больницу всегда можно было лечь. Да, – порой со своим постельным бельем, да, – со своей едой, да, – со своими шприцами и лекарствами…
А сегодня даже со всем этим скарбом им некуда податься.
Проблемы пожилых не замечают.
А вот еще один пример.
Сейчас в некоторых почтовых отделениях внедрили новую систему. Часть окон, где люди оплачивали коммуналку, получали посылки и пенсии, переориентировали на оформление кредитов и других банковских услуг.
Очереди каждый день огромные, люди ругаются, сидят по полдня в этих душных помещениях, где не всегда есть место, чтобы присесть.
Конечно, рядом стоят банкоматы, в которых вроде бы как можно оплатить коммунальные и прочие услуги.
Но вы сами знаете, как пожилые люди не доверяют всяким агрегатам для оплаты, а банковским картам предпочитают наличные деньги.
Да и комиссионный сбор они воспринимают не иначе, как грабёж.
Уважаемые коллеги!
В России живет почти 40 миллионов пенсионеров. Нельзя игнорировать их интересы и их заботы. Даже такие, казалось бы, – МЕЛКИЕ, – как оплата коммунальных услуг, запись к врачу или сельский дом культуры.
Поймите правильно. Мы не против внедрения современных технологий. Но у пожилых людей должно быть право выбора удобных для них моделей.
А обязанность власти – защищать слабых от диктата силы.
Я еще раз процитирую ключевые слова Послания Президента: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей».
Вот почему нам нужны НЕ́ победные реляции чиновников о внедрении тех или иных новых схем в обслуживание населения.
Нам важнее, чтобы не было слез пожилых людей, заслуживших своей ЖИЗНЬЮ, РАБОТОЙ, трудной СУДЬБОЙ уважительного и бережного отношения к себе.
Ведь слова «бережный» и «сбережение» – однокоренные, не правда ли?
Напомним, что сегодня по федеральным СМИ прошла информация о готовности руководства политической партии «Справедливая Россия» выдвинуть Ольгу Епифанову кандидатом от эсеров на президентских выборах 2018 года.
Правда, Ольга Николаевна поспешила выступить с опровержением… но кто знает, кто знает…