Указ президента предусматривает слияние двух слабо связанных, на взгляд непосвященного, структур - Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подчинявшейся Министерству культуры, и Федеральной службы по надзору в сфере связи, находившейся в ведении Мининформсвязи.
Первая из них помимо охраны памятников, музеев и архивов занималась лицензированием телерадиовещания и регистрацией СМИ (кстати, нужду в такого рода указе пресс-служба правительства остроумно объяснила потребностью "повысить эффективность работы государства по охране памятников"), вторая лицензировала деятельность интернет-провайдеров и связистов, как раз и обеспечивавших телевещание.
Получившаяся Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия будет напрямую подчиняться правительству и контролировать как техническую, так и содержательную сторону деятельности всех средств распространения информации в России, от прессы с телевидением до радио с интернетом. Работа начнется через три месяца, в течение которых кабинету поручено подготовить и утвердить положение о новом ведомстве. Но большинство участников информационного рынка, от телекомпаний до мобильных операторов, уже поприветствовали создание службы, которая позволит решать все вопросы вещателей в одном, а не нескольких чиновничьих кабинетах. При этом экономические эксперты отметили, что новое ведомство будет регулировать богатейшую отрасль -- бюджет одной только программы цифровизации российского телевещания оценивается в $4 млрд на шесть лет. А политические аналитики указали, что куда важнее финансового предвыборный аспект происходящего. Телекоммуникационный мегарегулятор появился ровно за год до президентских выборов. Впрочем, это совпадение характерно для современной России.
6 июля 1999 года, за год до истечения полномочий Бориса Ельцина, президент страны подписал указ о создании Министерства по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций -- собранного из двух ведомств мегарегулятора, под надзор которого переходили все существенные информационные ресурсы.
Возглавил новую структуру Михаил Лесин, успевший к тому времени ярко проявить себя и в рекламном бизнесе, и на госслужбе (в качестве руководителя управления по связям с общественностью при администрации президента, первого заместителя председателя ВГТРК и автора слогана "Голосуй сердцем"). Лесин блеснул и на новом поприще: выстроенные им отношения власти со СМИ позволили в кратчайшие сроки раскрутить никому не известного чиновника с чекистским прошлым до невероятно популярного национального лидера. После переизбрания Владимира Путина на второй срок нужда в громоздком органе отпала: в ходе реформы 2004 года Минпечати было ликвидировано, а его функции разбросаны сразу по нескольким ведомствам. Теперь настало время собрать их заново.
Это не значит, конечно, что Россию, как и в ходе первой операции "Преемник", ожидает раскрутка единственного кандидата и досрочная отставка действующего главы государства. Но это значит, что теперь прямой и полный контроль над СМИ и набравшим силу интернетом получило правительство, в котором работают оба наиболее вероятных претендента на президентский пост.