Параллельно стал окончательно понятен расклад политических пристрастий Кремля. Вместе с Грызловым заветное имя называли три четыре лидера партий, представляющие весь политспектор. Если со «Справедливой Россией» с самого начала все было понятно - левое крыло партии власти и ничего более, то появление в такой компании Аграрной партии наверняка стало серьезным ударом по самолюбию КПРФ. А ведь еще вчера она была последовательной союзницей главных российских оппозиционеров, партии даже махнулись членами первых троек, Шандыбина на Харитонова, один другого стоит. Или это очередной кремлевский план сдержек и противовесов, согласованный за закрытыми дверями путем очередного торга? Тогда это даже не политический рынок, а круглосуточный ларек у вокзала, где цена большевистской принципиальности - бутылка пива «Балтика». Один европейский облик будущего президента страны должен вызывать у Зюганова со товарищи острый приступ классовой ненависти.
А вот присутствие в инициативной группе «Гражданской силы» Михаила Барщевского, на мой взгляд, вполне оправдано. Вспомните хотя бы эпизод, когда Медведев оппонировал Суркову с его любимым термином «суверенная демократия», доказывая, что это существительное не нуждается в прилагательном. Потом они, правда, разобрались по понятиям в прямом эфире и пожали друг другу руки. Все равно, у российского народа и, главное, у зарубежных наблюдателей, создалось впечатление о разнообразных политических течениях в самом сердце Кремля, и Медведев был причислен к умеренным либералам. Думаю, что его кандидатуру с удовольствием поддержал бы и СПС, но поздняк метаться, когда объявляешь себя противником Путина.
Уверен, коммунисты и патриоты еще скажут свое фэ президентскому выбору. Но наивно было бы думать, что удовлетворенными остались все лояльные действующей власти. Смотрите сами, долгое время в группе фаворитов круп в круп с Дмитрием Медведевым шел Сергей Иванов. Его замена на посту министра обороны на штатского менеджера Сердюкова армейский генералитет воспринял, как пощечину. Недаром им быстренько кинули косточку в виде премьера Зубкова, тестя последнего, внешне больше похожего не на прогрессивного демократа, а на крепкого советского хозяйственника. Да и спецслужбы, несмотря на подковерную борьбу, очень надеялись, что во главе страны останется свой человек. Мечта же российских регионов была в выдвижении главы президентской администрации Собянина, который, хотя бы внешне, мог разрушить питерскую монополию во власти.
Создается впечатление, что кандидатура Медведева стала своеобразным реверансом в сторону Запада, которому досталось на орехи в избирательную кампанию, недаром из-за океана раздался облегченный вздох. Но это только один из поводов. Владимир Путин за последние полтора месяца провел блистательную операцию внедрения, в очередной раз запудрив всем мозги. Мне с самого начала казалось, что в его гневной риторике в адрес Америки и своих «либеральных шакалов» есть немалая доля привычного лукавства резидента. Избиратель повелся, Запад напрягся, но после оглушительной парламентской победы все возвращается на круги своя - Россия остается в цивилизованном сообществе.
Кандидатура Медведева удовлетворяет даже такую скептическую зануду, как автор этого материала. Будущий глава государства выходец из питерской профессорской семьи. В 80-х Дмитрий Анатольевич учится на юридическом факультете ЛГУ. Сколько ни копался в Интернете, так и не нашел его партийную принадлежность. Конечно, он состоял в рядах ВЛКСМ, без этого бы в институт не приняли, но даже первый состав «Аквариума» не минула чаша сия. Что такое питерская университетская среда тех лет знаю не понаслышке. Это и джинсы, и рок-клуб, и портвейн, и «Митьки», в общем, моя родная тусовка. Да еще лекции по государственному праву читает не кто-нибудь, а сам Собчак, демократ из демократов. Именно через него способный аспирант попадает в мэрию города на Неве, где судьба его сводит с отставным контрразведчиком Владимиром Путиным. Уж не внештатным ли агентом был мой будущий президент? Совсем не обязательно, в 90-е годы в Комитете глубокого бурения творился такой бардак, вы не поверите. Скорее всего, молодой юрист приглянулся будущему хозяину страны своими мозгами, внутренней культурой и непохожестью на бывших коллег по цеху, все-таки Путин был тогда совсем другим человеком. Интересная деталь, в середине 90-х свою консультативную работу в мэрии Медведев совмещает с постом юридического директора компании «Илим Палп». Что может в дальнейшем самым неожиданным образом отразиться на экономическом и политическом раскладе сил в Архангельской области: по моему представлению, Захар Смушкин имеет возможность связаться с будущим главой государства посредством прямого телефонного звонка, интеллигентные люди своих никогда не забывают. Да и вообще, питерский кагэбэшник, питерский партаппаратчик или питерский интеллектуал - две большие разницы, последний в наименьшей степени подвержен комплексу провинциала.
Естественно, что с приходом такого главы государства радикальные перемены ждут весь правительственный аппарат. В первую очередь, премьер Зубков никак не монтируется с президентом Медведевым, видимо, он с первого момента знал, что исполняет чисто техническую роль в перетасовке кремлевской колоды, сыграл на усиление интриги. Представляете, как его строгого и закрытого от эмоций лица опасались на Западе, а тут такое облегчение. Да и внутренние интриганы повелись на подставу, хоть Сторчака теперь выпускай из Лефортова. Мне кажется, что пост председателя правительства в марте займет именно Сергей Иванов, твердо ассоциируемый с военно-промышленным комплексом. Еще один противовес и успокоение Западу, Путин делает упор на мирную экономику и социальные программы, ну а самолеты оставляет на потом.
Новые министры-женщины, Набиуллина и Голикова, неофициально входят в медведевскую команду, за дальнейшую судьбу Христенко тоже можно не беспокоится. Еще к будущему президенту близки прогрессивные экономисты Шувалов и Дворкович, последнего я не исключаю, как замену Кудрину, возможно и второе пришествие либерального бунтаря Илларионова. Вероятен возврат во власть Волошина, все-таки бывший шеф и наставник по кремлевским интригам. Для такого типа людей характерна корпоративная этика и старые привязанности, по себе знаю. А вот о министре культуры Соколове можно теперь говорить в прошедшем времени, как-то обратил внимание на брезгливый медведевский взгляд в его сторону. Кто на замену? Не исключаю даже Никиту Михалкова. Они внешне монтируются, а маститый режиссер не зря так «рвал джинсы» последнее время. Владислав Сурков - реальный кандидат на место руководителя аппарата президента, о безликом Собянине мало кто и пожалеет. Вообще, у Путина появилась прекрасная возможность разрушить ныне существующие группировки, выстроить под себя подпольный расклад сил, при этом остаться, как бы и ни при чем, дезавуировав все предыдущие договоренности.
Теперь пару слов об уходящем. Уже ясно, что Владимир Владимирович не возглавит Думу и вряд ли претендует на премьерское кресло. Это выглядело бы несерьезно даже внешне и неэтично по отношению к преемнику. В пост абстрактного «национального лидера» я тоже слабо верю, как и в мифический союз с Белоруссией, европейский Медведев совкового Лукашенко явно не устроит. Представьте, как рафинированный Дмитрий Анатольевич грозит в сторону западного мира, не страшно, а смешно. Зато обратите внимание, как взлетели за последние сутки мировые котировки ГАЗПРОМа после возвышения председателя совета директоров. Отличное место для продолжения путинской карьеры, я такой вариант давно предполагал. Алексей Миллер спокойно уходит на покой (с его-то личным состоянием), сведения о пошатнувшемся здоровье последнего широко растиражированы прессой. Финансовая власть вкупе с подручным президентом - еще та сила в монетаристском государстве.
Маленький характерный штрих эпохи. При советской власти следующего генсека можно было определить по первому имени в списке похоронной команды. Дмитрий Медведев возглавлял штаб кандидата Путина на первых президентских выборах. Нам снова дают подсказку? В таком случае внимательно наблюдаем за всеми документами по грядущим выборам. Неужели снова сюрприз?!
Подвожу предварительный итог - лично я удовлетворен. Горячей международной любви к моей стране не будет, но и страхи поутихнут. По крайней мере, за культурный уровень и внешний вид будущего президента мне не стыдно. Однако червячок закопошился в душе. Медведев младше меня на целых шесть лет и без седых волос в голове. Когда он только родился, Черток уже пошел в выпускную группу детского сада. Теперь он будет президентом, а я.... Везет же некоторым!
Леонид Черток