Домодедово
Все, кто летал из России в Израиль, хорошо знают, как тщательно проверяются перед рейсом багаж и ручная кладь. Делается это в высшей степени профессионально. В службе безопасности работают отличные психологи, включая, насколько я понимаю, специалистов израильской разведки Моссад, считающейся одной из лучших в мире. Обычно досмотр и разного рода собеседования занимают до двух часов. И я, конечно, тоже приготовился, что перед посадкой в Боинг компании «Эль Аль» придется пройти все процедуры «по полной программе».
Вторая девушка, с которой я беседовал на досмотре (мысленно я присвоил ей звание капитана), начала задавать мне серию стандартных вопросов о том, кто паковал мой чемодан, нет ли в нем предметов, принятых от посторонних лиц, и проч. И еще она очень мило и любезно попросила проявить понимание - ведь все делается для безопасности пассажиров и воздушного судна. Я честно ответил «капитану», что моя жена Валентина, только что вернувшаяся из Израиля, дала мне строжайшие инструкции по поводу багажа и что все они точно выполнены. Дальше девушка обратилась к своим коллегам по цепочке досмотра и сказала на иврите примерно следующее: «Все, этого джентльмена можно больше не досматривать и ни о чем не спрашивать». Я понял - что она поняла - что я сказал чистую правду...
Ришон -ле - Цион
Уже на второй день моего пребывания в Тель-Авиве я поехал на автобусе в чудесный, светлый и зеленый город Ашдод на берегу Средиземного моря. Там меня ждал наш близкий друг Валерий Анатольевич Гауптман, который пока живет в Ашдоде, вообще особенно и заслуженно любимом выходцами из России. А уже после Ашдода, где у нас таки был небольшой «ле Хаим», мы выдвинулись в город Ришон - ле - Цион, что переводится как «первый на Сионе». В небольшом бухарском ресторанчике Ришона собралась компания друзей, чтобы отметить День рождения сразу двух замечательных женщин. Компания была веселой, еда - отменной (в особенности - пирожки с бараниной, луком и специями), водка - холодной, но главное было не в этом.
Разговор между израильтянами, прожившими в стране не менее семи-восьми лет, шел о том, правильно ли мэр Беляев управляет Северодвинском, сумеет ли Калистратов придать новый импульс Севмашу, хорошо ли то, что происходит в 40 цехе, как здоровье Александра Донского и каковы его политические перспективы. И скоро ли в Архангельской губернии начнут строить обещанное жилье. Мгновенно выяснилось, что почти все из компании в двенадцать человек - репатрианты из Архангельска и Северодвинска.
Понятно, что при современных средствах связи информация расходится быстро. Но дело не только в этом. Все мои сотрапезники худо-бедно адаптировались в стране. И при этом почти все жили как бы в двух измерениях - если угодно, северном и южном. И какое для них важнее - я сказать не решился бы... Во всяком случае, о наших северных городах и их людях говорили хоть и по разному, но непременно - с любовью...
Чудеса в Мигдале
Самой главной для меня была однодневная поездка в Галилею. Генисаретское озеро, гора Фавор, Капернаум, Назарет. Святой источник, где Архангел Гавриил принес деве Марии благую весть. Над источником построена небольшая греческая православная церковь. В ней бережно хранятся иконы, подаренные в конце ХIХ-начале ХХ российским Палестинским обществом. Возглавлял которое, между прочим, государь император. Интересно, что примерно в полукилометре от православной Благовещенской церкви находится одноименный католический храм. Он был построен над домиком, где жила Дева Мария со своими родителями. Дело в том, что согласно католическому прочтению Евангелия, Архангел Гавриил сообщил Марии о том, что «она благословенна в женах» и благословен плод чрева Ее именно в этом небольшом домике.
От всего этого просто захватывает дух. В действительности, очень сложно передать словами те чувства, которые охватывают в этих местах. Тем более, что ландшафт Священной истории дополняют тысячи разноязыких паломников, неторопливо идущих с молитвой от одной святыни к другой. Ненадолго мы остановились и в небольшом городке Мигдал, родом из которого происходила великая грешница, а позднее - великая святая, равноапостольная Мария Магдалина.
На улицах Мигдала можно встретить достаточно много религиозных евреев, как-то по-особенному сосредоточенных и задумчивых. Что это за люди - спросил я нашего экскурсовода Жору. Тот охотно рассказал, что вообще-то эти задумчивые иудеи - ... немцы! Оказывается, лет 10 назад в Мигдал приехала целая немецкая община из Германии. В количестве, кажется, около 5/000 человек. Эти люди считают, что после Холокоста (трагедии еврейства в ходе Второй Мировой войны) немцы несут моральный долг перед евреями. Они решили выполнить это моральный долг, пройдя гиюр (это система обрядов и экзаменов перехода в иудаизм) и переехав из сытой и спокойной Германии в не очень, прямо скажем, спокойный Израиль. Жора добавил, что эта немецкая община по строгости своей жизни - «самые еврейские евреи во всем Израиле». Вот такие чудеса...
Бар на берегу моря
В предпоследний день вместе с Валерием Анатольевичем мы отправились в чудесный пивной бар на берегу Средиземного моря в Ашдоде. Вкус изумительного не фильтрованного пива в роскошных бокалах и хрустящая квашеная капустка, вкушаемые в 15 метрах от теплого декабрьского моря, забыть невозможно. Впрочем, и не нужно, наверное! Нашей официанткой была славная еврейская девушка из Марокко по имени, кажется, Айша. Мы долго сидели в баре - шутили и смеялись, говорили о серьезном и очень грустном, о прошлом и будущем. Моя жена с присущей ей интуицией прислала SMS «Приятного отдыха и аппетита!». Естественно, что долгое сидение в баре сопровождалось длительным общением с милой Айшой, которая по дороге от барной стойки к столикам что-то припевала, танцевала и вела себя со всеми посетителями, как со старыми и добрыми друзьями.
Прощаясь (мы говорили по-английски), я сказал:
-Милая Айша, можно я тебя поцелую?
-Ну, почему нет?
После моего нежного братского поцелуя девушка спросила неожиданно серьезно - «что это значит?». Изрядно смутившись, я пролепетал что-то на подобие «ну, ... Ну - это дружба». Айша звонко засмеялась, хлопнула себя ладошками по щекам и сказала: «А я-то, дурочка, вообразила, что это любовь...» Мы посмеялись уже все вместе и договорились, что еще обязательно придем в этот невероятно уютный бар, таящий волшебные неожиданности.
Два еврея - три мнения
За несколько часов до отъезда в международный аэропорт Бен Гурион мы побывали на встрече жителей Ашдода с председателем партии «Наш дом - Израиль», вице-премьером правительства Авигдором Либерманом. Он и его соратники по партии, депутаты Кнессета Софа Ландвер и Стас Мисежников выступали перед горожанами в зале ресторана «Колизей».
Либерман - одна из самых ярких фигур современной политической жизни страны. Удивительно, но этот человек не боится говорить народу правду, даже если она не приятна и может привести к потере электоральных очков. Авигдор принадлежит к правому флангу и занимает достаточно жесткую (и, на мой взгляд, совершенно оправданную) позицию по ключевым вопросам израильско-арабских отношений. На встрече он говорил и об этом, и о несовершенстве израильской политической машины, о перспективах Ашдода, о будущих отношениях с Россией. Вся встреча проходила на русском. Либерман много сделал для того, чтобы добиться безвизового режима для поездок россиян в Израиль и израильтян в Россию. Как известно, совсем недавно министры иностранных дел Ципни Ливни и Сергей Лавров подписали окончательный протокол об отмене виз с 1 апреля 2008 года. По мнению Авигдора Либермана, уже в 2009 - 2010 году Эйлат и другие прекрасные курорты Израиля смогут принимать до 500 000 российских туристов в год. К этому серьезно готовятся. На побережье Красного моря строятся новые отели, спортивные площадки, теннисные корты, рестораны, бары.
Как по-настоящему опытный оратор, Либерман иногда делал короткие паузы. И тогда со всех сторон звучали реплики и комментарии в диапазоне от «Правильно, молодец!» до «Не бывать такому никогда!». Мне очень нравилось ясное и политически выверенное выступление Авигдора, но еще больше нравилась реакция зала. Я понял, что все 560 человек, собравшиеся в «Колизее», знают точные (ну, на худой конец - почти точные!) рецепты увеличения национального бюджета, выхода из политических затруднений, привлечения инвестиций. Используя емкое выражение замечательной нашей писательницы Дины Рубиной, в зале «искрило» от национального характера.
Вот эта искра, это неравнодушие, эта горячая заинтересованность в делах своего города, народа и страны - вот это и есть то главное, что влечет отправиться на землю Обетованную еще и еще...
P.S. Пока писались эти заметки, в Израиле произошли важные политические события. В знак протеста против неоправданных, по его мнению, переговоров Израиля с Палестинской автономией, министерское кресло оставил Авигдор Либерман. Параллельно социологические опросы фиксируют неуклонно повышающийся рейтинг его партии «Наш дом - Израиль». В будущем Кнессете она может получить около 20 мандатов.
И последнее. Примерно 100.000 жителей страны имеют двойное израильско-российское гражданство. 2 марта многие из них примут участие в выборах Президента Российской Федерации. Девятый русскоязычный канал израильского телевидения, контролируемый алмазным королем Леви Леваевым и популярный канал RTVi довольно подробно обсуждают предвыборную ситуацию в России. Что же касается самих избирателей, то можно, не боясь ошибиться, констатировать определенные симпатии к нынешнему первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Хотя, если быть объективным, многие российские израильтяне первоначально намеревались отдать свои голоса лидеру правых Борису Немцову.
В Израиле со сдержанным оптимизмом относятся к предполагаемой победе Медведева и полагают, что она может открыть новые перспективы для российско-израильских отношений.
Дмитрий Несанелис, Профессор Поморского университета, старший научный сотрудник РАН
От редакции ИА Rusnord: Мы сочли целесообразным дополнить путевые заметки нашего постоянного автора, профессора Поморского университета Дмитрия Несанелиса фрагментом главы из книги Авигдора Либермана, которого Несанелис характеризует как одного из самых ярких политиков Израиля. Судя по приводимому ниже фрагменту, эта оценка кажется вполне справедливой. Жесткие, бескомпромиссные оценки Либермана выдают в нем исключительно принципиального политического и общественного деятеля. Хотим также добавить, что Авигдор (Ивет) Либерман считается в Израиле одним из главных защитников и выразителей интересов репатриантов из Советского Союза и России. Не случайно поэтому, что партию «Наш дом - Израиль» (НДИ) особенно активно поддерживают именно наши бывшие соотечественники, хотя и далеко не только они одни.
НДИ становится в последнее время одной из наиболее популярных правых партий страны. Уже сейчас она имеет 11 (из 120) мандатов в Кнессете, израильском парламенте. Социологи же полагают, что в будущем парламенте партия Либермана будет иметь как минимум 20 мест.
Предлагаемый вниманию читателей фрагмент книги демонстрирует, на наш взгляд, остроту внутриполитической ситуации в стране, а также, вероятно, и соответствующую ей остроту политической полемики. Приглашаем наших читателей высказать свою точку зрения относительно публикуемого фрагмента книги одного из лидеров израильских правых.
Авигдор Либерман
Ничего, кроме правды. Телль - Авив, 2005
Глава «Дискриминация русскоговорящих репатриантов»:
...Неприязнь к «русской» алие раздувалась до масштабов массовой истерии. В газетах можно было увидеть очерки о популярной израильской журналистке, создавшей группу поддержки «женщин, у которых эти русские отбили мужей...». Оказывается, «русские» специализируются и в этом... Многие израильтяне в опросах общественного мнения заявляют, что понятие «репатриант/ка из России» вызывает у них такие вот ассоциации: «мафиози, гой/ка, проститутка». Этот массовый предрассудок в отношении к репатриантам из СНГ совсем недавно был всенародно «озвучен» известным израильским спортивным обозревателем, заявившим о членах израильской олимпийской делегации - репатриантах из СНГ «для меня они - не израильтяне, они не могут представлять Израиль». Впрочем, подобные пассажи не ограничиваются спортивными площадками. В радиоинтервью профессор истории Ридлих из университета имени Бен-Гуриона обозвал алию из России «политическим проклятием». Йоав Карни в газете «Глобус» возлагает на евреев России вину в росте антисемитских настроений, обвиняет их в неумении и нежелании освоиться в демократическом обществе и жить по правилам, принятым в просвещенных обществах Запада.
Многие израильтяне не стесняются рассуждать о «русской оккупации» израильской культуры вместо того, чтобы радоваться огромному вкладу русскоговорящей алии, неимоверно обогатившей культуру нашей страны. А вклад этот действительно огромен. Это и прекрасные музыканты, оркестранты и солисты, и высокопрофессиональные учителя музыки. Это такие театры, как «Гешер» и идишистский театр, и многие, многие другие. «Недовольные» забыли или не знают, что театр «Габима» был создан в Москве под руководством великого русского режиссера Е.Б.Вахтангова и лишь после нескольких лет активной работы в России «перебазировался» в Эрец Исраэль, где и стал нашим Национальным театром.
Это постыдное неприятие алии из России напрямую связано с одним весьма неприглядным и неизвестным более ни в одной из стран демократического мира явлением: противоестественно близкими и «взаимообогащающими» отношениями наших СМИ и полиции. Разумеется, любой журналист, какова бы ни была область его специализации, обзаводится своими «источниками» и налаживает с ними отношения типа «ты мне - я тебе». Но вот у нас в отношениях прессы и полиции создались отношения иного рода, описываемые поговоркой «рука руку моет», а это уже недопустимо и опасно: с одной стороны, высшее руководство полиции пичкает отдельных журналистов «утечками», чтобы выдвинуться, обеспечить себе дальнейшее продвижение по службе; а журналисты «оплачивают» эти утечки хвалебными очерками об этих полицейских, обеспечивают им рост популярности в момент, когда решается вопрос о новых назначениях в руководстве полиции, или тогда, когда дела этого полицейского оказываются плохи.
Когда офицер полиции подкупает журналиста, или оплачивает услуги последнего передачей ему секретных сведений о ходе следствия - это не что иное, как взятка. Когда журналист подкупает офицера полиции, или оплачивает услуги последнего хвалебными очерками о нем - это взятка. К сожалению, полиция до сего дня отказывалась хоть как-то бороться с этим явлением, а ведь ему не так уж сложно положить конец: например, устраивая регулярные проверки высших офицеров полиции на детекторе лжи, задавая им прямой вопрос: сообщали ли они журналистам секретные сведения, устраивали ли «утечки» или «слив компромата». Это практикуется в ШАБАКе, в Моссаде, в канцелярии главы Правительства, в МИДе. Эта практика доказала свою эффективность - утечки из упомянутых ведомств стали редкостью. И пока эта практика не будет введена и в полиции, общество будет лишено средств борьбы с этим опасным симбиозом, выросшим в последние годы до масштабов национального бедствия.
«Братание полиции со СМИ» достигло апофеоза в искусственно раздутой истерии против Цви Бен-Ари (Григория Лернера). Целый вал репортажей в прессе и в электронных СМИ выставлял его гангстером таких масштабов, перед которыми бледнел Аль Капоне, серийным убийцей и грабителем с большой дороги. Ответственно заявляю, что все эти обвинения были лишены каких бы то ни было оснований. В конце концов, дело кончилось признанием его виновным в нескольких экономических преступлениях, да и то в рамках т. н. «сделки с обвинением», против которой решительно возражал его адвокат, полагавший, что есть все шансы выиграть дело и добиться оправдательного вердикта суда. Но Лернер уже был измучен многомесячным арестом и непрекращающейся свистопляской вокруг его имени и пошел на сделку с обвинением. В результате масштабы истерии, раздутой вокруг него, никак не соответствовали тому, в чем он был признан виновным. Это были явления совершенно разных порядков.
Вся шумиха, раздутая вокруг «дела Лернера», имела одну-единственную цель: предотвратить репатриацию в Израиль и успешную абсорбцию в нем тек активных и преуспевающих молодых евреев, о которых говорилось выше. Эта кампания была инспирирована отдельными чинами Следственного управления полиции, некоторыми чиновниками Прокуратуры, а также рядом журналистов. Следственное управление, главным образом, видело в этой истории возможность прославиться на групповом и личном уровне и выбить себе под сурдинку «борьбы с русской мафией» дополнительные ассигнования, создать впечатление, что именно это управление находится на переднем крае борьбы с особо опасной преступностью. Вдобавок делались намеки на то, что эта пресловутая «русская мафия» как-то связана с правительством Нетаниягу, а связующим звеном, естественно, является Ивет Либерман...
На фото А.Бочнева - Д.А.Несанелис