Диагноз подобному рецидиву болезни один – полный беспредел на фоне общего попустительства. И адрес в анатомо-географическом атласе не самой здоровой страны точный – Кавказ. Он уже не только свербит и нарывает, он лопается.
Юнис-Бека Евкурова убивали в лучших шахидских традициях. Вполне цивильная «Тойота-Камри» двигалась параллельно президентскому кортежу. Потом резко вклинилась между машин и сделала «бах». Что ж, такое и в Москве случается, было нечто подобное на Кутузовском проспекте. Только там лихачей на «девятке» потом долго в милиции прессовали, чтобы другим неповадно. А тут и отшлепать некого, всё в клочья. Последнее сообщение – за рулем адской машины сидела женщина. Восток аплодирует…
Вспомните, как в течение нескольких лет ждали, когда же Кремль, наконец, опомнится, и заменит Мурата Зязикова на более приемлемую кандидатуру. Бывший чекист, призванный ввести в республике популярную у нас «систему сдержек и противовесов», на деле развил чудовищную коррупцию. Боевики были счастливы, чиновники всех рангов покупались за сущую ерунду. При этом в республике существовало подобие конструктивной оппозиции, которая боролась с действующей властью не только оружием, но и словом. Такой враг всегда неудобен, его трудно представить отморозком-террористом, которого проще пристрелить, чем перевоспитать. Плюс небольшой, но подобие диалога присутствовало, что делало Ингушетию почти демократическим регионом. При этом многие со вздохом вспоминали предшественника Зязикова Руслана Аушева, при нем республика, в сравнении с Дагестаном и Чечней, выглядела островком относительного спокойствия. Боевой генерал и сейчас в силе, да только Кремль не привык признавать собственные кадровые ошибки.
Юнис-Бека Евкурова можно смело считать человеком Кремля, он пришел на родину выполнять его волю. Не знаю, какие наставления ему давали перед назначением. Но предполагаю, что и он выдвинул свои особые условия. Типа – не мешайте, буду действовать согласно своим представлениям о местном менталитете.
На деле это выглядело так. Оказать уважение всем, кто согласен на диалог, невзирая на прошлые грехи. Первые кадры по прибытию: из президентского дворца выходят умиротворенные лидеры ингушской оппозиции – нас признали, с нами разговаривают! Потом началась чистка чиновничьих рядов. Строго по законам Кавказа, один фамильный клан сменял другой. В республике есть три доминирующих тейпа по числу находившихся у власти президентов – Аушевы, Зязиковы и Евкуровы. А что делать, по-другому в этом регионе и быть не может.
О самом Евкурове в большинстве случаев отзываются в превосходных выражениях. Даже Юлия Латынина, вечный критик кремлевского попустительства местным обычаям и традициям. В ее устах он – образец воина, мудрого, честного и в меру жестокого. Наверное, именно такой человек и нужен в проблемном регионе. Другое дело, оптимально решать кадровые вопросы. Юнис-Бек в силу специфики своей профессии российского десантника давно оторван от внутренних реалий и интриг. Что ему оставалось, набрать правительство из числа своих однополчан? На Кавказе можно верить только членам своего клана, вон и во взорванной машине ехал младший брат президента. В таких условиях, не то, что трудно, невозможно избежать борьбы за сладкие места. Писать анонимки в Кремль бесполезно, бежать в партком «Единой России» тоже. Остается взрывать…
Но идти на подобные акты без моральной поддержки определенных слоев населения достаточно опрометчиво, свои же могут порвать. Новый президент не оправдал одной важной надежды ингушей, не стал педалировать кардинальное решение вопроса по спорному району в их пользу. Видимо, в этом он выполнял особое распоряжение Москвы не нагнетать обстановку в стратегически важной Северной Осетии. Да только простому народу наплевать на политесы, ему обЫдно.
Это лишь версия о клановых разборках. Не самая последняя по значимости, но и далеко не первая. Лично мне кажется, что теракт был организован теми самыми кавказскими боевиками, которые с 90-х годов прошлого века пугают Россию. Причем свершилась не только кровная месть за подвиги Евкурова во время чеченских кампаний, хотя подобный фактор нельзя отметать. Дело, опять же, в системном просчете при подборе власти в регионе.
И Аушев, и Зязиков были прямыми конкурентами семье Кадыровых в рейтинге популярности. Общались по минимуму, когда протокол обяжет, и уж точно не дружили. Евкуров первым пошел на стратегическое сближение с президентом Чечни. Не исключаю, что он опять выполнял настойчивые рекомендации Кремля, мечтающего создать в регионе мощный контртеррористический кулак из местных сил. Дело зело трудоёмкое и опасное, ведь итогом подобного оперативного мероприятия могла обернуться следующая борьба за власть между двумя популярными лидерами. Пока же боевики оказались в своеобразных тисках. Если раньше их просто гоняли из республики в республику, то теперь стали молотить всерьез. И у Рамзана в данной ситуации появилось серьезное преимущество перед Юнис-Беком. Всё-таки для бандитов он остается своим, а общаться с Евкуровым им уже не по понятиям. Не исключаю даже варианта, что чеченский президент мог быть в курсе готовящегося преступления. Перечитайте Латынину, вполне в духе кавказских традиций.
Но вернемся к главному – что делать с неспокойным Кавказом? Нам постоянно суют под нос «положительный» пример «усмиренной» Чечни. Неужели всерьез думают, что российский телезритель настолько слеп, что за кадрами золоченых минаретов Грозного он не видит системной ошибки российской политики на Кавказе? Мы давно и планомерно развращаем тамошние народы федеральной халявой. Какие инвестиции, какое производство, какой туризм, когда деньги и так текут? Кремль планомерно развращает и местное руководство, обещая все более широкую автономию. Причем, чем больше безобразий и беспокойств, тем больше особых прав и суверенитета.
Лично я не вижу другого выхода, как ввести по всему региону режим особого положения. Это не только российские воинские части, но и генерал-губернаторы нетитульной национальности. Чтобы на самой верхушке местной вертикали заседали не тамошние князьки и вожди племен, а наши Ивановы, Петровы, Сидоровы, имеющие популярность в войсках и реальный опыт боевых действий. Чтобы их БОЯЛИСЬ, как бы ни резало слух это слово. Что поделать, если на Кавказе из всех человеческих достоинств больше всего уважают силу и смелость в бою?
Пока же мы видим повторение пройденного. По факту покушения на Евкурова президент Медведев собирает двух главных силовиков в стране, в чьи обязанности входит строжайшее соблюдение законов РФ. И третьим к ним приглашает… Рамзана Кадырова, который опять вот-вот сменит цивильный прикид на «братковские» треники. Человека, который всего пару месяцев назад пытался официально ввести в своей республике институт кровной мести и многоженство. Теперь он представляется одним из столпов правопорядка и конституционной законности. Бред!
Но делается это только руками центральной власти, а не с помощью вассалов. Потому что, снабди сегодня Кадырова новыми видами вооружения для борьбы с боевиками, никто не может гарантировать, против кого это оружие обернется завтра. Им будет окончательно «решен вопрос» с семьей Ямадаевых, или начнется борьба за власть на всем Кавказе, о чем самый молодой глава российского (пока еще) региона явно грезит по ночам.
Так что не у одного президента Евкурова (дай ему Б-г скорейшего выздоровления!) стабильно тяжелое состояние. Весь Кавказ давно и тяжело болен. Что там Путин говорил по поводу «доктора прислать»?..