Под следствие сотрудники Няндомского РОВД угодили после того, как вышли на след местного предпринимателя Капитонова, занимавшегося незаконными рубками леса. Как удалось в последствие выяснить адвокатам, Капитонов не только оказался другом начальника местного отдела Следственного комитета Алексея Хабарова, но еще и поставлял ему лес для строительства дачи.
В июне 2008 года сотрудники милиции Сергей Филимонов и Сергей Жура обнаружили нелегальную порубку леса, а позже не пилораме Капитонова в бытовке были обнаружены четверо граждан Узбекистана. С горем пополам по-русски мог общаться только один.
Паспорта всех узбеков держал у себя лично Капитонов, которого так и не удалось найти в ту злополучную пятницу. Как стало понятно в ходе следствия, рабский труд узбеков оплачивался едой и обещаниями заплатить в конце заготовительного сезона.
Милиционеры вывезли узбеков для составления протокола в РОВД, а затем отпустили обратно, так как не было причин для их дальнейшего задержания. Общественно-опасными этих нелегалов нельзя было признать. Их дальнейшей судьбой должна была заняться миграционная служба. А судьбой предпринимателя Капитонова - следственные органы УВД.
На следующее утро Капитонов, понимая, что точно влип, и концы уже не спрячешь в воду, решается на подставу милиционеров. Капитонов самолично избил собственных работников-узбеков, одного из них заставил натереть солью лоб, чтобы было похоже на ссадину от удара, и повез их в местную больницу «снимать телесные повреждения». В районном отделении следственного комитета у Хабарова к тому моменту уже лежало заявление, что Филимонов и Жура накануне «зверски избили узбеков».
В ходе расследования и узбеки и водитель дали признательные показания, а все свидетели показали, что видели нелегалов накануне совершенно невредимыми. Но в первые дни Хабаров провернул масштабную работу по фабрикации уголовного дела.
Он лично (в субботу!) съездил в районную больницу и присутствовал при освидетельствовании телесных повреждений узбеков. Он также лично проводил следственный эксперимент с участием узбеков, и это запечатлено на видео,
как нелегалы на своем родном языке дают показания, каким образом их якобы «избивали милиционеры». На видео было откровенно заметно, что переводчик - переводил ответы слишком странно. Адвокаты сразу же усомнились в достоверности этих переводов и нашли гражданина Узбекистана, который в суде подтвердил, что «переводчик» озвучивал вовсе не то, что ему на видео лопотали побитые узбеки.
Следствие изобиловало огромной массой нарушений, часть из которых была направлена на то, чтобы помочь Капитонову скрыться от правосудия. Он, кстати, до сих пор находится в розыске за незаконную и варварскую порубку лесов.
Так, однажды, на заявление следователя УВД о вызове Капитонова на допрос, Хабаров отвечает, что тот находится под программой защиты свидетелей по делу «Журы и Филимонова». Пока выяснилось, что никакого постановления о защите Капитонова государством не существует, предприниматель успел скрыться. В последствие Хабаров на голубом глазу заявлял милиционерам, что всего лишь предполагал такой факт.
Во второй раз Хабаров предложил милиционерам, пытавшимся вызвать Капитонова на допрос, сделку. Он заявил, что сможет обеспечить явку Капитонова, только если разговор будет в кабинете Хабарова в его личном присутствии и в присутствии специального адвоката. Следователь УВД должен был прийти к Хабарову один.
Штрих к портрету Хабарова. В неукротимом рабочем порыве для «доказательства» того, что Сергей Жура избивал узбеков в собственно машине, Хабаров потребовал срезать обшивку с сидения его автомобиля и отправить на экспертизу. Конечно, экспертиза ничего не нашла. Но срезанная обшивка так и приобщена к делу в качестве «вещдока». Подобные действия при наличии современных способов поиска следов крови на материале, можно сравнить с вандализмом или садистской жестокостью.
Стоит напомнить, что недавно Хабаров переусердствовал в проверке местного предприятия «Теплоэнергетика», где своим, формально законными, действиями фактически парализовал выплату зарплаты пятистам работникам. В рамках проверки жалобы обиженного позорным увольнением бывшего директора предприятия, Хабаров почти на месяц изъял из бухгалтерии «Теплоэнергетики» сервер, компьютеры и финансовую документацию.
К чести начальника областного следственного комитета Юрия Шперлинга, когда эта информация дошла до Архангельска, то проверка была завершена в кратчайшие сроки, а компьютеры вернули в бухгалтерию предприятия.
Сколько пришлось перенести няндомским милиционерам и их семьям за год хождения «под статьей» - одному Богу известно. Областные и местные газеты трижды, не задумываясь, публиковали пресс-релизы Следственного комитета. Сначала о том, что в Няндоме поймали с поличным «оборотней в погонах», потом «посадили оборотней в СИЗО», потом «начали судебный процесс против милиционеров».
Как рассказал ИА «RUSNORD» один из оправданных милиционеров Сергей Жура, отстоять справедливость удалось только благодаря деятельной поддержке со стороны руководства и коллег по Няндомскому РОВД. Несмотря на давление в прессе и со стороны следственного комитета, милиционеров так и не увольняли со службы. Опытные следователи помогали коллегам находить правду и доказывать невиновность.
Так, с помощью оперативников РОВД, был установлен факт подделки показаний одного из узбеков. В протоколе дознания, якобы собственноручно подписанном гражданином Узбекистана, стояла дата на день более поздняя, чем дата выезда этого нелегала навсегда из России на поезде, зафиксированная пограничной службой.
Как рассказал ИА «RUSNORD» адвокат милиционеров Игорь Хромов, прокуратура подала кассационное представление на оправдательный приговор в областной суд. В случае, если областной суд не отменит решение нядомского, и приговор вступит в законную силу, милиционеры могут потребовать компенсацию неоспоримого морального и материального ущерба. Кроме того, в самом тексте оправдательного приговора суда указывается на десяток малообъяснимых поступков руководителя няндомского следственного комитета Алексея Хабарова, в отношении которых, как минимум, должны быть проведены проверки.
Николай Брусникин