"Интересным результатом стало то, что если большая часть водителей соблюдает ПДД, а некоторая часть - игнорирует их, то вероятность образования пробок минимальна", - говорит Петер Минхаген, который занимался этим проектом.
Как передает PhysicsCentral.com, была построена модель: изначально в ней все участники двигались, соблюдая ПДД, каждый в своем ряду и не превышая скорость. Затем в систему добавляли нарушителей - они метались, подобно молекулам, между рядами, обгоняли справа, сильно превышали скорость.
Оказалось, что при увеличении их доли вероятность дорожных заторов снижалась, правда, до определенных пределов. Минимальная вероятность появления пробок была при соотношении "лихачей" и "чайников" 40 к 60 соответственно. При дальнейшем увеличении количества нарушителей процессы на дороге уже становились слишком хаотичными.
Как пояснили ученые, пробки на проезжей части возникают из-за скопления большого количества машин на одном участке. А нарушители ПДД, появляясь на дороге, вносят возмущение в поток, не позволяя создаваться большим группам. Например, на 2-полосной дороге "гонщики", постоянно перестраивающиеся из ряда в ряд, не дают выстроиться длинной цепочке машин, которая неминуемо приводит к пробке.
Со шведскими учеными согласны их коллеги и парижского университета Paris-Sud. Только они делают одно замечание: обязательно должна быть соблюдена дистанция между машинами. Как только "лихачи" начинают подрезать других водителей, создается опасность, а значит вероятность ДТП, поток начинает тормозиться, что ведет к образованию пробок.