Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Злополучный рейс: Британская «The Financial Times» о «деле «Арктик Си»

 

И сегодня, через полтора месяца после того, как корабль российского ВМФ перехватил «Арктик Си» в море - на его борту было арестовано восемь человек, которых Москва называет пиратами, захватившими судно - вся эта история окружена плотной завесой секретности. Четверо членов команды остаются на борту лесовоза под охраной военных, а сам «Арктик Си» по-прежнему находится в открытом море: ему был запрещен заход в порт Лас-Пальмас на Канарских островах.

В Архангельске - портовом городе на побережье Белого моря, где большинство взрослого мужского населения составляют моряки - вполголоса передаются слухи: загадочные обстоятельства исчезновения и освобождения корабля связаны с тем, что он перевозил некий секретный груз, скорее всего оружие.

Прокуратура взяла подписку о неразглашении с 11 членов команды, уже вернувшихся в Архангельск. «Никто здесь с вами говорить не станет, - поясняет один местный предприниматель. - Все боятся потерять работу. Не стоит вам копать слишком глубоко, а то и вам самим достанется».

Ряд вопросов остается без ответа: почему, например, российские власти сначала медлили более 10 дней, а затем отрядили на поиски судна фрегат и еще три боевых корабля, или почему 11 моряков и предполагаемые пираты были вывезены в Россию на гигантских военно-транспортных самолетов, предназначенных для перевозки десанта и бронетехники? По официальным данным «Арктик Си», плававший под мальтийским флагом, перевозил лишь пиломатериалы на сумму в 1,3 миллиона евро (1,9 миллиона долларов, 1,2 миллиона фунтов).

Считается, что правительства США и Великобритании засекретили всю информацию, связанную с этим инцидентом, судя по всему, вызвавшим всплеск дипломатической активности в отношениях между Тель-Авивом и Москвой. Кое-кто подозревает, что на самом деле «Арктик Си» перевозил противоракетные комплексы С-300 - российский аналог американского «Пэтриота» - или крылатые ракеты дальнего действия Х-55, предназначенные для Ирана. Российская сторона категорически отвергает любые предположения о том, что на борту судна находилось оружие.

Впрочем, даже обычно хорошо осведомленные члены комитета по безопасности российского парламента утверждают, что у них нет информации о случившемся. «Одно ясно - дело это темное», - отмечает зам. председателя комитета Лев Гудков.

«Слишком много странного творится вокруг этого судна, слишком много противоречивых сообщений, - полагает Тармо Кутс (Tarmo Kouts), официальный докладчик ЕС по вопросам борьбы с пиратством. - То, что российские власти запрещают команде разглашать информацию - весьма красноречивый факт. Если бы речь шла просто о пиратском захвате, они разрешили бы морякам говорить».

Инцидент произошел в самый неподходящий момент - как раз когда США пытаются договориться с Россией по Ирану и системе ПРО. Информация о тайных поставках вооружений Тегерану может сорвать возможные совместные действия по обузданию его ядерных амбиций. Официальные круги в Москве настаивают: на борту «Арктик Си» были только пиломатериалы. «Ничего такого, что могло бы скомпрометировать Российскую Федерацию, найдено не было», - заявили на прошлой представители Следственного комитета при Прокуратуре РФ, чьи сотрудники провели обыск на судне прямо в открытом море.

Однако у Антона Сурикова - российского эксперта по проблемам безопасности, в прошлом военного разведчика - есть иная гипотеза. Он считает, что некие контрабандисты при поддержке определенных элементов в российских спецслужбах могли в ходе ремонта, который судно проходило в Калининграде, спрятать на борту боеприпасы и противотанковые ракеты, предназначенные для «Хезболлы», а также 4 крылатых ракеты Х-55 (они могут быть установлены на бомбардировщики Су-24) для Ирана. По словам Сурикова, когда посреди ночи 24 августа «Арктик Си» был захвачен неизвестными у берегов Швеции, события развивались следующим образом: нападавшие нашли тайники с оружием, сфотографировали их в качестве улик, и покинули судно.

Этот сценарий вполне соответствует первым сообщениям шведской полиции: команда проинформирована правоохранительные органы этой страны, что «Арктик Си» захватили примерно 10 человек, назвавшиеся шведскими полицейскими, провели на борту обыск и уплыли на резиновой лодке.

Затем, по мнению Сурикова, снимки были предъявлены спецслужбам Великобритании и США, которые организовали второй захват судна - это случилось 1 августа, когда «Арктик Си» внезапно исчез. «Далее начался закулисный торг между властями заинтересованных государств», - полагает он.

В архангельском офисе Solchart менеджеры компании отвергают эту версию. «Спрятанного оружия на борту судна не могло быть по определению, - настаивает главный инженер фирмы Николай Чемакин, указывая на снимок на стене, где изображен «Арктик Си», загруженный лесом. - Там его и спрятать-то негде».

Обстановка неопределенности, однако, сохраняется. Чемакин только что вернулся из поездки на Канарские острова: российские следователи не разрешили ему подняться на борт судна. «К тому моменту, как он туда прибыл, что-то изменилось, но что именно, не знаю, - рассказывает капитан Бойко. - Я не Бог, мне неизвестно, что там произошло, но я уверен - наши ребята не могли быть замешаны в перевозке оружия».

Неясность существует и с личностями восьми человек, - среди них четверо эстонских, двое российских и двое латвийских граждан - арестованных за захват судна. Они называют себя экологами, которых якобы подобрал «Арктик Си» после того, как их катер попал в шторм. Однако шестеро подозреваемых ранее отбывали тюремные сроки за различные преступления - от кражи со взломом до рэкета.

Даже жены некоторых членов команды начинают задаваться вопросом: нет ли у всех этих событий какой-то тайной подоплеки. На прошлой неделе супруги четырех моряков, остающихся на борту, распространили открытое письмо с призывом к международному сообществу о помощи их мужьям. Они практически лишены связи с моряками и беспокоятся, хватает ли на судне воды и продовольствия.

Жены членов команды, вернувшихся в Архангельск, рассказывают: следователи запрещают им разглашать любую информацию по делу, хотя с ними и было организовано несколько тщательно срежиссированных интервью. «Вопросов очень много, - рассказывает Оксана Петрюк, жена одного из моряков. - Команда не знает всей ситуации. Говорить о произошедшем запрещено. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем правду, но кому-то наверняка известно, что случилось, и кто-то не хочет брать на себя ответственность». А затем она произносит весьма красноречивую фразу: «Мы же российские граждане, нам не положено знать правду».

В своем тесном кабинетике в Архангельске Сергей Портенко тоже ломает голову над тем, что на самом деле могло случиться. В качестве заместителя главы местного профсоюза моряков, именно он заботится об интересах команды с тех пор, как стало известно об исчезновении «Арктик Си». Просматривая сообщения об этой истории, он находит слишком много нестыковок: «Такое возможно только если здесь замешаны интересы государства». Прежде всего ему непонятно, почему руководство Solchart Arkhangelsk не приказало «Арктик Си» зайти в ближайший порт после извещения о первом захвате судна. «Сначала команда сообщила, что радиостанция выведена из строя, и среди моряков есть раненые. Рейс в этом случае следовало прервать. Они должны были тут же прояснить ситуацию, - поясняет он. - То, что это не было сделано, полностью идет вразрез с нормальной практикой мореплавания».

По словам капитана Бойко, менеджеров Solchart Arkhangelsk успокоило сообщение капитана о том, что нападавшие покинули корабль: «Если бы сразу же потеряли с ними связь, мы бы, конечно, действовали по-другому. Мы даже не подозревали, что что-то не так. А теперь выясняется: все, что они нам сообщали, говорилось под дулом пистолета».

Второй главный вопрос, отмечает Портенко, звучит так: почему после сообщения о потери связи с «Арктик Си» не начались его поиски на международном уровне. Согласно документам, с которыми смог ознакомиться ваш корреспондент, в крупнейшей судоходной компании Архангельска NSC обратили внимание на тот факт, что контакт с судном был утрачен еще 2 августа, за семь дней до того, как появилась первая публикация о его пропаже, и потребовали начать поиски. Один из топ-менеджеров Aquaship, латвийской фирмы, занимавшейся техобслуживанием «Арктик Си» до 2008 г., отмечает, что этого сделано не было: «Одни должны были немедленно заявить о пропаже судна и обратиться ко всем международным органам в сфере судоходства с просьбой отслеживать его возможное местонахождение. Но этого не случилось».

Михаил Войтенко, редактор издания, первым опубликовавшего информацию об исчезновении лесовоза - после этого он счел необходимым покинуть Россию - тоже утверждает, что тревога не была объявлена. Он узнал, что судно пропало, лишь 8 августа: по словам Войтенко, в этот день ему позвонили из ассоциации судовладельцев, и сообщили, что ФСБ - преемница КГБ - и командование ВМФ интересуются тем, что случилось с «Арктик Си». Капитан Бойко, однако, настаивает: они уведомили власти 2 августа, как только потеряли связь с кораблем.

Остаются и другие вопросы: например, о том, все ли знала команда о своем грузе. Моряки в Архангельске рассказывают, что их коллеги уже не раз - осознанно или «втемную» - бывали причастны к перевозке сомнительных, вероятно контрабандных, грузов. Так, трое членов команды «Фаины - украинского судна, захваченного в прошлом году сомалийскими пиратами у берегов Африки с грузом оружия на борту, предназначенного якобы для Кении, но на деле, как многие подозревали, перевозившегося в Судан - были уроженцами Архангельска. В том же 2008 г. еще один экипаж из этого города был арестован испанскими властями по обвинению в контрабанде наркотиков. Сейчас эти моряки - они заявляют о своей невиновности - должны предстать перед судом.

В 1990-х гг. был еще один случай: судно, вышедшее из Архангельска и перевозившее, согласно декларации, детские игрушки, взорвалось в море недалеко от Объединенных Арабских Эмиратов. Корабль затонул, и вместе с ним на дно пошли все улики, которые могли быть связаны с его реальным грузом, рассказывает Портенко: «Никакой информации о случившемся так и не было получено. Мы считаем, что судно затопили намеренно».

Один архангельский моряк, уже ушедший на покой, утверждает, что перевозка контрабанды - дело весьма распространенное: «Команды не спрашивают, что находится в контейнерах. Они, сами того не ведая, могут везти все, что угодно. Кокаин постоянно перевозится тоннами, а власти этого не замечают. Моряки всю жизнь возят контрабанду - им нужно семьи кормить».

Кому принадлежит «Арктик Си»: Владельцем лесовоза является зарегистрированная на Мальте фирма Arctic Sea Ltd - филиал финской компании White Sea. По данным финской полиции 70% акций White Sea принадлежит Виктору Матвееву - российскому гражданину, проживающему в Финляндии. Он же является генеральным директором Solchart - коммерческого оператора судна. Впрочем, некоторые его коллеги сомневаются, что Матвеев - подлинный владелец лесовоза. Связаться с ним самим для получения комментариев нам не удалось.

Кэтрин Белтон (Catherine Belton)

источник: Vexed voyage ("The Financial Times", Великобритания)

http://www.ruvr.ru/main.php?&q=133556&cid=488&p=05.10.2009

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20