Татьяна Ефимовна Гашева родилась в Нарьян-Маре 20 июля 1960 года. Имеет два высших образования по специальностям: «Учитель биологии и химии» и «Практический психолог системы народного образования». Татьяна Гашева работала 18 лет в ненецкой школе-интернате воспитателем, учителем химии и психологом. С 2000 года по настоящее время работает психологом и педагогом-психологом «Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР». Обладает многочисленными наградами муниципальных образований и Ненецкого округа, в том числе, ведомственной наградой «Отличник народного просвещения».
- В соответствии с окружным законом «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ненецком автономном округе» и внесенными поправками в окружной закон «Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе», с 1 октября этого года обеспечением деятельности Уполномоченных занимается Аппарат окружного Собрания депутатов. С этой же даты начались ликвидационные процедуры в отношении Аппарата Уполномоченного по правам человека в НАО, - рассказывает УПЧ в НАО Борис Дульнев. - Сотрудники аппарата переведены в штат Собрания депутатов, в котором создан отдел по сопровождению деятельности Уполномоченных. Планируется, что в структуру отдела войдут 6 специалистов: начальник отдела, специалист по делопроизводству и четыре консультанта-юриста, которое по два человека будут закреплены за направлениями защиты прав человека и защиты прав ребёнка.
Эти изменения не проходят гладко. Положение об отделе и должностные регламенты сотрудников пока еще не утверждены. Это не позволяет объявить конкурс на замещение должностей государственной службы для приема на работу консультантов-юристов, что на неопределенный срок отодвигает начало полноценной деятельности Уполномоченных. Дополнительным осложнением является и тот факт, что единственный специалист-юрист прежнего Аппарата Уполномоченного был переведен в другое подразделение Аппарата окружного Собрания, а вместо него до завершения конкурса временно за отделом закреплен юрист из другого отдела. Из-за отсутствия положения об отделе остается по-прежнему открытым вопрос о подчиненности и системе управления и руководства отделом, о чем я предупреждал еще на этапе обсуждения и закона о детском омбудсмане, и об изменениях в закон об уполномоченном по правам человека. Пока что все это похоже на Змея-Горыныча из русской сказки, который, как известно, был о трех головах. Если судить о первых шагах руководства Аппарата Собрания депутатов, то явочным порядком начал реализовываться неблагоприятный сценарий, о котором я заявлял ранее: создание системы, при которой Уполномоченные практически не будут в состоянии оказывать сколь-нибудь существенного влияния на принятие решений, которые затрагивают непосредственно их и их деятельность и будут заложниками тех решений, которые примет руководство Собрания депутатов. Неподконтрольные депутатам Уполномоченные, судя по всему, им действительно не нужны.
Первым шагом стал отказ от оплаты мобильных телефонов, которые были закреплены за Аппаратом прежде. Это повышает денежные издержки граждан, обращающихся за консультациями к Уполномоченным, так как соединение мобильных телефонов со стационарными стоит дороже.
Вторым неприятным моментом стало распоряжение руководства Собрания о необходимости Уполномоченным разместиться в одном кабинете. И это при том, что это одно из самых маленьких помещений, находящихся в распоряжении отдела. Предложения по оптимальному размещению Уполномоченных и сотрудников, изложенные мной руководству, были просто проигнорированы, хотя позволяют совершенно нормально разместить всех и правильно организовать работу с гражданами.
При общении с руководителем Аппарата Собрания по этим вопросам мне было заявлено, что отдел является структурным подразделением Собрания, поэтому на него распространяются все правила и нормы, действующие в Собрании без учета самостоятельной специфики отдела. Так же мне было сообщено о том, что решение о размещении Уполномоченных уже принято и не подлежит обсуждению, его следует выполнить. На мое возражение о том, что это решение следовало бы обсудить и согласовать со мной и с теперь уже назначенным Уполномоченным по правам ребёнка, руководитель Аппарата заявил, что закон этого не требует. В качестве аргумента было высказано мнение о том, что если Уполномоченным нельзя создать хорошие условия в равной степени, то им придется смириться с тем, что им предлагается (имеются в виду равно плохие условия). Я напомнил руководителю Аппарата о том, что Уполномоченные все же не являются сотрудниками Аппарата Собрания, и даже его депутатами, и не они назначены для Аппарата Собрания депутатов, а отдел Собрания предназначен для обеспечения всех аспектов деятельности Уполномоченных. Я полагаю, что Главе Администрации округа Игорю Фёдорову, стоит взять эту ситуацию под свой контроль. После высокопарных комментариев спикера окружного Собрания Игоря Кошина к назначению детского омбудсмана, такое начало деятельности детского Уполномоченного выглядит, по меньшей мере, некрасиво. Тем более назначение на эту государственную должность округа осуществлено по предложению губернатора. Не хотелось бы, чтобы с самого начала работы детского омбудсмена у него на ровном месте возникали проблемы, возникающие из-за глупости или иных причин некоторых не очень понимающих ситуацию должностных лиц. Помимо этого есть много других убедительных средств «откорректировать» у этих лиц понимание их предназначения, которые при необходимости будут мной в обязательном порядке использованы.