Надежда АХРАМЕНКО: на пике человеческих проблем
Н.А.: Востребованность этого института в нашем регионе велика, и проработанное мной время на посту уполномоченного это подтверждает. Получается, что уполномоченный нужен народу, и это - самое главное. Нужен он потому, что большая часть людей у нас в правовом поле абсолютно безграмотна. И человек, порой, заходит в тупик со своей проблемой. Прокуратура, суд, милиция - для граждан пока это запретное место. Люди боятся государственной правоохранительной системы, не всегда готовы пойти туда. Видимо, формализм и бюрократизм людей в погонах загоняют человека в положение безысходности. Здесь в наших силах, в наших возможностях принять человека, спокойно выслушать, осознать проблему, найти то нарушение, которое было допущено в его цепочке «хождений по мукам», и, в конечном итоге, помочь ему.
Т.Д.: И каковы успехи?
Н.А.: Успехи есть, есть судебные решения. Мы с 30-ю исками обратились в суд по защите и восстановлению прав человека. Только по 8 ещё не принято решение. Остальные иски удовлетворены. Это говорит о том, что в повседневной жизни встречается, и нередко, нарушение законных прав. Мы их восстанавливаем. Есть примеры двухлетней давности. Во-первых, мы восстановили права СОБРовцев, ОМОНовцев, людей, которых по долгу службы направляли в зоны боевых действий, в Чечню. По существующему закону эти ребята должны получать довольно-таки солидное вознаграждение за участие в боевых действиях. Но в течение 2-3 лет многие из них эти деньги не могли в суде отстоять. Сейчас мы таким блоком вопросов занимаемся. И успешно довольно-таки.
Во-вторых, вопросы гражданства. Когда в 1992 году СССР распался, русские люди, родившиеся в едином государстве, автоматически стали гражданами таких стран СНГ, как Украина, Белоруссия, Казахстан и т.д. Психологически такое переносится очень тяжело. Это особенно касается людей пожилого возраста, когда они вынуждены были переехать к родственникам. И, вроде бы в родной стране, оказались беспомощными. Чтобы просто стать гражданами России, оформить гражданство, нужно пройти много инстанций. Это очень и очень сложная процедура, процедура довольно-таки дорогая. Для многих заплатить 3.000 только за выход из гражданства государства СНГ оказалось не по карману. Люди потеряли пенсию, вид на жительство и т.д., и т.д. Очень сложная и тяжёлая процедура. Здесь тоже вопросы мы решаем успешно. У нас отработан механизм взаимодействия и с паспортно-визовой службой УВД нашей области и рядом консульств. Это судьбоносные вопросы.
Большой блок у нас по пенсионерам Архангельского тралового флота. Мы не теряем надежду на решение подобного рода вопросов. Сейчас ждём 22-го президиума областного суда, куда мы обратились в последний раз. И в Верховном суде у нас есть надзорная жалоба по тому, что наши рыбаки незаслуженно обижены государством. Я имею в виду тот факт, что начисление пенсии им идёт в разрез с существующим законом. Это тоже очень сложная процедура. Мы прошли уже очень много судебных процессов. Есть положительные решения, но каждый судья смотрит по своему на все вопросы. Мы считаем, что правда на нашей стороне, и не теряем надежды отстоять права рыбаков в получении более достойной пенсии. Там суть в коэффициенте по месту вылова рыбы. У них он применяется заниженный. Поэтому и получается маленькая пенсия. То есть, кажется, простой вопрос, но он настолько замотан государством, пенсионным фондом, что, я не удивлюсь, если у кого-то начнут опускаться руки. А за этим стоит несколько тысяч пенсионеров.
Т.Д.: Вы рассматриваете все вопросы, с которыми к вам обратились граждане, или есть какие-то ограничения?
Н.А.: Есть очень сложные вопросы, например, по ЖКХ. Я честно признаюсь, что мы за них пока не берёмся. В частном порядке - да. Какие-то моменты, где-то, что-то мы подсказываем человеку, а вот законодательное что-то - нет. Я ведь по закону обладаю нормотворческой деятельностью, могу вносить поправки в закон, рассматривать, предлагать и т.д. Как на областном уровне, так и на федеральном. Но вопрос этот, повторюсь, очень тяжёлый для России. Поэтому пока не берусь так плотно им заниматься.
Т.Д.: С какими вопросами к Вам чаще всего идут граждане? Есть статистика?
Н.А.: Да, конечно, статистика есть. На первом месте - жилищно-коммунальные вопросы. Они составляют 40% всех обращений. Я знаю, что только по городу Архангельску около полусотни судебных решений о предоставлении людям жилья. Причем, в законном праве: уже суд подтвердил право человека на выделение ему жилья. Это и в Конституции записано: каждый гражданин имеет право на свой дом, собственное жильё. Но эти судебные решения практически не выполняются в течение нескольких лет. Ибо у мэрии жилья нет, чтобы что-то можно было предоставлять. Материального возмещения добиваются через суд - не хватает в казне денег. Получается замкнутый круг. Поэтому мы вновь на кондиционном совете в феврале вернулись снова к этой проблеме. Попытались рассмотреть его с точки зрения закона: как выйти из сложившейся тупиковой ситуации. Хотим поставить вопрос, когда будет формироваться бюджет на 2005 год. Нужно предложить внести в этот бюджет как раз ту сумму, которая сегодня уже необходима по судебным решениям, чтобы рассчитаться с гражданами, которые имеют право по суду получить жильё от государства. Этот вопрос ставится не так, что государство должно подарить квартиры. Нет, оно должно предоставить жильё взамен утерянного в результате какого-то инцидента. Это дома, которые снесены, потому что они аварийные, или дома, которые пострадали от пожара, или ветхие дома. Хотя бы вот эту часть разрешить…Это главная задача, которая поставлена на перспективу перед моими юристами.
Ситуация усугубляется тем, что жильё в Архангельске практически не строится. Но это проблема не только Архангельска. Куда бы я ни приехала в районах и городах нашей области – везде одно и то же - и в Онеге, и в Вилегодском районе, и в Котласе. В глубинке, может, чуточку легче. Вот Шенкурский, Каргопольский, Вельский районы - там идут навстречу молодым семьям, там даются льготы на строительство. Люди сами строят свои дома. Деревенские, хорошие коттеджи. Но чаще это происходит лишь там, где главы администраций понимают в этом необходимость и дают льготы на лес, на строительство, на землю. Это всё равно, что сравнить города Архангельск и Северодвинск. В Северодвинске идут навстречу, в Архангельске - нет.
Т.Д.: Были ли у вас случаи, когда дело доходило до Международного суда?
Н.А.: У нас два материала направлены в Страсбургский суд по правам человека (Франция). Один касается личного вопроса. Это северодвинский гражданин, Трифонов, если не ошибаюсь. История очень типичная для нашего времени. Трифонов - бывший моряк, который всю жизнь ходил в море, заработал деньги и купил квартиру в Северодвинске. Квартира принадлежала «Севмашпредприятию». Но при оформлении купли - продажи были допущены нарушения. К Трифонову, как к добросовестному покупателю, претензий нет. Виновны органы, которые оформляли сделку. Квартира принадлежала неблагополучной семье, где были прописаны дети. А органы опеки дали разрешение на продажу. Мать же в это время была лишена родительских прав. Прокуратура потом в защиту прав этих детей вынесла решение, по которому моряк лишился квартиры. Жильё новое ему не предоставили. Он много времени был вообще без жилья. Денег ему тоже никто не вернул – они были благополучно потрачены мамашей-продавщицей. Распалась семья. Жена Трифонова с дочерью уехала в Прибалтику, откуда была родом, потому что жить здесь было негде. Всё рухнуло в одночасье. С точки зрения закона, прокурор был абсолютно прав, потому что право на жильё сохраняется за детьми - сиротами. Сначала Трифонов прошёл все правоохранительные органы, потом пришёл ко мне как к последней инстанции. Мы посмотрели, попытались решить этот вопрос мирным путём с мэром города Александром Беляевым. Не получилось полностью. Но добились того, чтобы ему хоть выделили комнату. Пройдя все пути, мы обратились в последнюю инстанцию, в Страсбургский суд. Аналогичная ситуация с семьёй другого гражданина, Антипина. Там тоже нарушения были со стороны тех органов, которые оформляли сделку в округе Варавино – Фактория Архангельска.
Т.Д.: С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей работе?
Н.А.: Первая сложность - несовершенство законодательства. Здесь даже правильнее сказать - великое множество законов. Иногда применение этих законов, особенно если говорить про судебную защиту, приводит к парадоксальным результатам. В законе всегда можно найти какую-то лазейку, чтобы уйти от ответственности. Налицо нежелание принимать этот закон в прямом действии, как говорится. Поэтому сегодня в аппарате администрации Президента и Совете Федерации этим вопросом занимается Геннадий Бурбулис. Мы дали своё мнение, своё согласие на участие в мониторинге права. Фактически сейчас создан комитет по, так сказать, отшлифовке законов в нашем государстве. Цель - пересмотреть то множество неработающих законов, довести их до ума. Потому что каждый состав Государственной Думы занимается законотворчеством. Напринимали законов море целое, но многие из них не работают. Они хорошие, но они ничем не подкреплены и чаще всего носят декларативный характер. Люди-то уповают на эти законы, а применить их в жизни, чтобы что-то изменить, практически невозможно. Это самая серьёзная проблема. Пустых законов предостаточно и на областном уровне.
Вторая сложность - пробивать зацементированную стену нашего чиновничьего аппарата. Потому что они страсть как не любят, когда им мешают работать. Уполномоченный пишет запросы, делает замечания, требует. По закону они никуда не денутся, обязаны наши требования выполнять, но реагируют они на них ох как не скоро. Пробить эту стену очень сложно. Легче конкретное что-то с человеком решить.
Т.Д.: А ответственность за неисполнение есть?
Н.А.: Она предусмотрена. И в федеральном, и в региональном законе предусмотрена административная ответственность за препятствие деятельности федерального уполномоченного по правам человека. У меня были такие моменты. Дело дошло до того, что протоколы к административной ответственности через суд были составлены. Как только люди вынуждены были поставить подпись под этими протоколами, они тут же выполняли все мои требования. Две попытки привлечения к ответственности уже были. Ну и за длительное неисполнение моих запросов люди тоже несут наказание.
Т.Д.: Обращение людей к вам - это последняя надежда на восстановление справедливости?
Н.А.: Закон и говорит о том, что я содействую, а не подменяю существующую систему защиты наших граждан. Потому что для этого действительно есть государственные системы. Это и суд, и милиция, и прокуратура. Уполномоченный содействует восстановлению законных прав и свобод граждан. Здесь, видимо, плюс в том, что я ничьё ведомство не защищаю, я не подчинена никому в этом плане. Я подчинена только закону, который даёт мне право принимать решение. Решение такое, которое я посчитаю правильным, руководствуясь как законодательством, так и своими законам совести. Мы ведь не каждый раз в суд бежим восстанавливать справедливость. Порой, приходится решать вопрос в деловом контакте, убеждать какого-то чиновника, объяснять ему: «В этой ситуации вы не правы. Давайте сделаем так-то». Иногда к нетипичным формам приходится прибегать, чтобы вывести человека из тупика и восстановить его права. Я в этом плане очень благодарна многим. Практически все, к кому бы я ни обращалась в живом контакте, идут навстречу.
Татьяна ДЕМИНЦЕВА
НАША СПРАВКА:
АХРАМЕНКО Надежда Павловна, родилась 5 октября 1942 года в городе Вельске Архангельской области в многодетной семье.
В 1959 году начала трудовую деятельность рабочей на лесопильном заводе, одновременно училась в школе рабочей молодежи. Затем работала в средней школе и продолжала учебу на вечернем отделении Архангельского педагогического института.
В 1967 году поступила на службу в органы внутренних дел на должность инспектора детской комнаты милиции Октябрьского РОВД.
С 1977 по 1986 год возглавляла районную инспекцию по делам несовершеннолетних.
С 1986 по 1999 годы - инспектор, начальник подразделения по делам несовершеннолетних областного УВД.
С 1989 по 1993 год - депутат Архангельского городского Совета, председатель постоянной комиссии по образованию.
С октября 2000 по июнь 2002 года помощник депутата Архангельского областного Собрания Алексея Чурилова.
28 мая 2002 года решением Архангельского областного Собрания депутатов назначена на должность Уполномоченного по правам человека в Архангельской области.