Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Иран-Израиль: Казус белли

На минувшей неделе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху публично отчитал Соединённые Штаты за отказ провести «красную черту» по ядерной программе Ирана, переход которой повлёк бы за собой военную операцию Вашингтона. Он добавил, что не допустит, чтобы Израилю давали «красный свет». Если не произойдёт чего-то чрезвычайного, что может изменить его курс, Израиль вступает на путь нанесения ударов по ядерным объектам Ирана в ближайшие шесть-девять месяцев.

 

Пока можно надеется, что это не более чем фигура речи известного политика. Мои израильские друзья в большинстве своём прекрасно осознают всю опасность превентивного удара по иранским ядерным объектам, ибо после неизбежно вступит силу общее порицание и обструкция тех, кто первыми пролил кровь. Однако факт остаётся фактом: в последний год риторика Израиля была призвана подтолкнуть международное сообщество к действиям, а Соединённые Штаты - к гипердействиям. Риторика эта сработала в том смысле, что международные санкции и изоляция Ирана достигли наивысшего уровня. Но Иран не капитулировал, а официальный Израиль, по всей видимости, считает любой другой сценарий неприемлемым. В прошлом месяце одно «израильское высокопоставленное лицо» - многие считают, что это был министр обороны Эхуд Барак - дал откровенное интервью газете Haaretz, в котором дал понять, что Израиль не будет ждать действий со стороны Соединенных Штатов и, возможно, возьмёт дела в свои руки ещё до наступления весны.

 

«Высокопоставленное лицо» особо указало на то, что в случае избрания Митта Ромни в ноябре Израиль, возможно, ощутит себя более скованно. «История показывает, что президенты не осуществляют крупномасштабных операций в первый год пребывания у власти, если только их к этому не вынуждают», - заявил он. Эти слова, в моём представлении, являются трактовкой наиболее вероятного сценария, при котором администрация Ромни в случае его прихода к власти будет считать основным приоритетом экономическую политику.

 

Ну, а как вела себя противоположная сторона американского спектра? Администрация Обамы создала глобальную коалицию, ввела в действие самые жесткие на настоящий момент санкции, совместно с Израилем разрабатывала тайные программы и предоставила Израилю военную технику, о которой тот давно просил. Кроме того, администрация Обамы не скрывает, что готова применить силу в качестве последнего средства. И это на фоне всех обвинений в симпатиях Барака к исламу, в которых, кстати, давно разочаровались сами арабы, ожидавшие четыре года назад о темнокожего президента с отчеством Хусейнович неизмеримо большего. Но пойти дальше и заранее провести красную черту означало бы, что Соединённые Штаты обязуются начать войну. Но ни одна страна в современном мире не даст такого обязательства, это, по-моему, аксиома.

 

К тому же израильский премьер Нетаньяху, хотя и критикует Обаму за отказ провести чёткую черту, сам её не проводит. Израиль не уточнил, какого рода деятельность, и какая степень обогащения урана будет считаться «казусом белли» (поводом к войне). Причина очевидна: тем самым Израиль ограничил бы для себя возможности выбора и раскрыл бы Ирану свои планы и графики. И если с точки зрения Израиля это бессмысленно, то почему это же должно иметь смысл для Соединенных Штатов?

 

Сейчас трудно говорить с определенностью о планах Израиля. В Израиле продолжаются ожесточённые споры о дальнейшем развитии, и большинство, как я уже говорил, выступает против действий в одностороннем порядке. Поскольку в Израиле парламентская система с кабинетным правлением, для начала операции необходимо, чтобы за неё проголосовал весь кабинет и отдельно представители силовых ведомств. А по всем признакам Нетаньяху в этом вопросе не имеет чёткого большинства.

 

Многие израильтяне, в их числе и не рядовые, особенно в военном и оборонном истеблишменте, понимают, что авиаудары не уничтожат ядерную программу Ирана, а лишь отложат ее реализацию. После них программа будет восстановлена, причём быстро и более решительно. Тому есть исторический прецедент - данные о том, что удары Израиля по иракскому реактору «Осирак», вопреки общепринятому мнению, усилили решимость Саддама Хусейна создать ядерное оружие. Когда в 1991 г. инспекторы ООН отправились в Ирак после войны в Персидском заливе, их поразило, сколь быстро Хусейн восстановил свою программу.

 

Ядерная программа Ирана давно пользуется популярностью, особенно в арабском мире. Хусейн Мусави, лидер «Зелёного движения», находящийся под домашним арестом за свои экстремистские высказывания (можно представить - какие), всегда был её горячим сторонником и критикует президента Махмуда Ахмадинежада за то, что тот делает слишком много уступок Западу по ядерным вопросам. Удары Израиля усилят популярность программы среди иранцев и могут даже укрепить тегеранский режим точно так же, как санкции и слабость экономики вызывают глубокие внутренние противоречия и в конце концов неизбежно приведут к социальному взрыву. А вот Тегеран, лежащий в руинах, может примирить с Ираном даже его вечных противников саудитов.

 

Пока администрация Обамы пытается убедить Израиль воздержаться от действий. Но при этом она должна постараться избежать такого развития событий, при котором военная операция США станет неизбежной. Не то в одно далеко не прекрасное утро станет ясно, что Америка на автопилоте вновь втягивается в очередную войну на Ближнем Востоке.

 

Но нам с вами ничто (и никто) не мешает пофантазировать, представить разные, самые фантастические варианты развития событий в ближневосточном регионе...

 

Иран ведёт смертоносную и разрушительную малую войну против Израиля, в этом его поддерживают западные державы. Лидеры стран объявляют, что переговоры зашли в тупик. Израиль отказывается подписать Договор о нераспространении ядерного вооружения и предоставить инспекторам доступ на свои ядерные объекты, как это сейчас делает Иран. Израиль продолжает игнорировать решительный призыв международного сообщества сделать регион зоной, свободной от ядерного оружия. Всё это время Иран пользуется поддержкой американской стороны.

 

Далее иранские лидеры объявляют о своем намерении нанести удар по Израилю, а известные иранские военные аналитики утверждают, что это нападение может произойти ещё до президентских выборов в США.

 

Всё это кажется абсолютной фантастикой, однако похожая ситуация сложилась сейчас в регионе, просто действующие лица поменялись местами. Только, согласитесь, что-то всё равно не сходится. Правильно, отсутствие мотивации с иранской стороны и наличие её у израильской.

 

Израиль сегодня ведёт себя в точном соответствии со своими государственными интересами. Он настаивает на своём праве на аннексированные территории, проводит жёсткие контртеррористические операции, когда терпеть вылазки террористов и бомбометание по принципу «на кого бог пошлёт» просто не остаётся сил.

 

С Ираном же Израиль отстаивает право на жизнь, в котором президент одной из самых агрессивных стран мира Ахмадинеджад и её духовный лидер Хомейни ему периодически отказывают. Кому-то такая позиция не нравится, как и само существование еврейского государства? Ну и ладно.

 

Леонид Черток

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Октябрь 2024 (128)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)







Деньги


все материалы
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20