ДАЕШЬ КИНО! Открытое письмо режиссера Юрия Грымова к руководителям государства
Президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру РФ Д.А. Медведеву, министру культуры РФ В.Р. Мединскому
Сегодня Россия – государство с сырьевой экономикой.
Тем не менее, наметились тенденции к изменению ситуации. Это подтверждает президент РФ Владимир Путин: «Нельзя строить дальнейшее стратегическое развитие страны только на экспортно-ориентированных отраслях».
Сегодня в России произошла путаница понятий: не нефть и газ – национальное достояние страны, КУЛЬТУРА – национальное достояние страны!
Отечественное кино в нашей стране практически исчезло.
Доверие зрителя утрачено, прокат национального кино – минимальный. Фильмы снимаются к «великим датам» и к праздникам. Исчезающим видом стало авторское кино. Полностью отсутствует детское кино.
Если цель государственной кинополитики – прокормить любимых продюсеров и режиссеров, прокатывать для галочки пятнадцать-двадцать фильмов в год, додушить киноотрасль, то БОГ ВАМ СУДЬЯ, господа!
Но если мы хотим возродить российское кино (стоит признать, что – уже не сохранить!), необходимо защищать ВСЕ кино, обеспечивая равные возможности всем, поскольку мы сейчас не вправе решать, кто станет следующим Эйзенштейном и Тарковским, а кто – нет.
В реформах, которые сейчас проводятся, нет стратегической идеи, нет комплексного подхода.
Пора перестать обманываться статистикой: по последним данным – прокатная доля отечественных картин составляет 16% по итогам года.
Но что составляет львиную долю этих процентов? Несколько новогодних картин с неимоверными рекламными бюджетами (в которых тоже нет экономики)? Давайте посмотрим статистику, как представлено российское кино на киноэкранах с периодичностью раз в месяц. И тогда станет понятным, что российского кино практически нет, и отечественное кино – это 10%, а 90% проката приходится на иностранные картины (в основном, американского производства).
Необходимо упразднить избирательное государственное финансирование компаний.
Семь или восемь прекрасных дорог не смогут решить транспортную проблему.
Инструментом решения указанных задач является принятие НОВОГО ЗАКОНА о кино, который будет поддерживать киноиндустрию от зарождения идеи до проката фильма.
В чем идея?
В том, чтобы исключить кино из категории ПРОПАГАНДЫ и заявить о нем, как о КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ и НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
В чем стратегия?
В комплексном подходе, который базируется на опыте таких стран, как США, Франция, Германия и т.д.
Дмитрий Анатольевич! Пусть я буду тем «неудобным пассажиром» для тех, с кем вы встречаетесь: с критикой, с комплексной программой возрождения национального кино:
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ МЕРЫ
1. Вернуть НДС на кинотеатральный прокат иностранных фильмов.
Собранных средств будет достаточно не только на финансирование дебютных фильмов, но и на систему кинообразования. Сегодня годовые кинотеатральные сборы доходят до 35 миллиардов рублей в год (!), и доля иностранных картин на российском рынке составляет 84%.
2. Поручить Департаменту кинематографии Министерства культуры РФ регулировать репертуар кинотеатров, чтобы зрителю был доступен полный спектр картин.
Установить правило, чтобы на нескольких экранах мультиплексов не показывался один и тот же фильм.
3. Обязать телеканалы, показывающие более 50 фильмов в год, вкладывать не менее 5% от оборота, а телеканалы, показывающие более 500 фильмов в год, вкладывать не менее 15% от оборота, – в отечественное кинопроизводство.
Причем, обращаться они должны к независимым продюсерам, тем, кто не сотрудничает с телеканалами на постоянной основе.
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИНОТЕАТРОВ
4. Ввести новую систему распределение доходов производитель/кинотеатр.
Сегодня это 50/50. Установить в первую неделю проката – 70/30, во вторую – 60/40, в третью – 50/50, в четвертую – 40/60, далее – 30/70. Это необходимо для увеличения продолжительности проката фильмов, чтобы зритель успел посмотреть фильмы, а прокатная компания и кинотеатр были в этом заинтересованы.
5. КВОТИРОВАНИЕ для показов национального кино в размере не 30%, а 40%!
Но в эти 40% на первом этапе должно входить европейское кино, поскольку российское кинопроизводство не обеспечит заполнение квоты. Европейское кино ближе по ментальности к российскому, чем американское.
6. Обязать мультиплексы (кинотеатры, более чем с 4-мя залами) иметь минимум один зал национального кино.
7. На первом этапе Министерству культуры РФ доплачивать 30% кинотеатрам в качестве компенсации за сниженные сборы с проката российских картин.
ПОДДЕРЖКА КИНОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
8. Разработать прозрачную, открытую систему грантов Министерства культуры РФ.
Публикация списков комиссии с открытым голосованием, – ничто не должно быть инкогнито.
9. Государственным банкам разработать льготную кредитную линию для кинопроизводственных компаний.
10. Обеспечить рекламную поддержку со стороны государственных медиаресурсов (где доля участия государства от 51%).
На этапе реанимации отечественного кино – бесплатная реклама выходящих в кинотеатральный прокат фильмов!
(Из телевизионных эфиров мы знаем, что «Газпром» является народным достоянием, следовательно, структура «Газпром-Медиа», в которую входят такие телеканалы как «НТВ» и «ТНТ», газеты и радиостанции, тоже является таковой, поэтому для нее не должно быть исключений).
КИНООБРАЗОВАНИЕ
11. Ввести уроки кино в школах – по принципу уроков пения/ рисования, – с 5-х классов, факультативно.
Помимо культурного киновоспитания, это обеспечит работой ветеранов кино, которые могли бы приходить в школы на мастер-классы. Сотня лучших фильмов, которые сейчас отбирают для просмотра в школах, – мера явно недостаточная, и быстро себя исчерпает.
12. Дать новую жизнь библиотеками (особенно в регионах): наряду с книжным фондом создать фильмовой фонд, создать абонементную систему и цифровые мини залы для коллективного просмотра.
Представлять весь спектр российских картин, включая современные фильмы.
ОБЩЕПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
13. Исполнительной власти решить проблемы DVD-пиратства.
Разработать и привести в исполнение уголовно-правовые нормы в области нелегальных просмотров и скачиваний в сети Интернет. Обеспечить практику легального скачивания за небольшую оплату, обеспечить контроль за этим.
14. Творческие киносоюзы превратить в профсоюзы, чтобы они защищали права отрасли, права начинающих кинематографистов и ветеранов кино.
15. Законодательно запретить чиновникам публично судить о фильмах, опираясь на свой личный вкус.
Нельзя допускать «вкусовщины» людей, которые в нашем государстве имеют столь мощные рычаги влияния.
16. Сохранить за государством право размещения государственного заказа на производство фильмов любой тематики, но с переходом 100% прав на снятые фильмы государству.
Тем не менее, сам по себе госзаказ не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К КИНОИНДУСТРИИ. Задача государства не в том, чтобы напрямую финансировать производство фильмов, а создать такие условия, чтобы кинопроизводство в нашей стране было РЕНТАБЕЛЬНЫМ.
Политическая воля, целенаправленная государственная политика и конкретные законы смогут решить задачу возрождения национального кино.
И хватит говорить про убыточность российского кино!
Если бы на отечественное кинопроизводство тратили столько денег, сколько на российский футбол, кинематографисты бы еще и на поле сыграли. Авторское, экспериментальное, детское кино по определению убыточно, но без них не может развиваться искусство кино. Для этой, «незащищенной» от свободного рынка, категории фильмов нужны особые условия, которые я готов отдельно прописать.
Уважаемые коллеги-кинематографисты!
В отрасли сложилась крайне тяжелая ситуация. Закрываются независимые студии, исчезают независимые продюсеры. Нельзя молчать! Пора заканчивать брюзжания в союзах и на кухнях о том, кто плохой, кто хороший. От каждого нужны конкретные идеи!
Отечественное кино должно стать приоритетным по отношению к иностранному кино.
Я уверен, произойдут глобальные изменения, и мы будем гордиться нашим кино, как и раньше.