Россиян защитили от пива?
Несмотря на протест пивного лобби, в минувшие выходные депутаты Государственной думы приняли поправки к закону «О рекламе». Теперь пивоварам придется полностью пересмотреть свои рекламные ролики, а некоторым из них изменить свои этикетки и логотипы.
Прежде реклама напитков, содержащих алкоголь, не подвергалась столь жесткому регулированию. Депутаты выбрали пиво как наиболее часто рекламируемый алкогольный напиток, все-таки водку по телевидению продвигать нельзя.
Следующим шагом, скорее всего, будет запрет на скрытую рекламу алкоголя – то, с чем безуспешно боролись МАП и его правопреемник ФАС.
Пивовары потеряли не только вечерний прайм-тайм – теперь рекламировать пиво на телевидении запрещается с 7 утра до 22 вечера. Главная потеря – жесткое ограничение в способах продвижения своей продукции. Ни люди, ни звери, ни их образы теперь не могут призывать с экрана оценить вкус пенного напитка. Возможно, их придется убрать и из названия пива и с бутылочной этикетки.
Единственное, на что еще надеются пивоваренные компании, – общие формулировки поправок к закону позволят его обойти (действительно, надо уточнить, что такое образы людей и что понимается под их использованием). Однако практика работы МАП (теперь ФАС) показывает, что, если закон неконкретен, чиновники просто подают на компании в суд, чтобы тот поскорее дал четкое толкование норм права.
Когда в субботу Госдума принимала поправки, пивные компании недоумевали, почему к ним принимаются такие жесткие меры. Между тем у депутатов были все основания принять такие поправки: у всех перед глазами показательный пример прямой и скрытой рекламы водки, которую депутаты Госдумы прошлого созыва так и не смогли поставить под контроль.
Беззастенчивая реклама конфет «Флагман» или слабоалкогольных коктейлей «Русский Стандарт COOL» основана на том, что потребители усваивают название продукта, который может быть конфетой и коктейлем, а может быть и водкой. Появление такой рекламы связано с тем, что на продвижение водки на телевидении действует прямой запрет, который, однако, не учитывает всех возможных нюансов продвижения товаров (самый простой способ – реклама бренда, единого для разных товаров).
Когда очередь дошла до пива, ограничения постарались сделать максимально полными, без лазеек и поблажек. Отсюда запрет на рекламу образов людей и животных и жесткие временные рамки трансляции роликов на телевидении.
Много лет пивоварам удавалось убедить депутатов в том, что пиво – это менее вредный напиток, чем водка, а потому его можно широко рекламировать, особенно если речь идет о молодежной аудитории. При этом умалчивалось о том, что частое потребление пива вместо водки тоже не добавляет здоровья.
Не случайно в странах Восточной Европы, где возрастные ограничения на продажу пива ниже, чем на крепкие напитки, медики говорят о пивном алкоголизме – привычке ежедневно пить пиво. Судя по тому, сколько людей на улицах пьют пиво, идя на работу или возвращаясь с нее, такая проблема есть и в России, где пиво активно рекламируется последние пять лет. Более того, дошло до того, что в ряде регионов местные власти готовы административным путем контролировать потребление пива: в частности, на прошлой неделе в Томской области запретили пить пиво на улице (аналогичный запрет действует в ряде штатов США, где запрещено пить пиво на улице в открытой таре). Сейчас российские пивовары готовят асимметричный ответ на поправки: многие подумывают о выпуске продуктов под пивным брендом, поскольку это единственный способ остаться на телевидении. Однако ФАС оставила эту лазейку, считая, что ей мало кто сможет воспользоваться. Во-первых, даже среди водочных компаний не так много производителей решились изготавливать другой продукт под алкогольным брендом – это требует затрат по организации полноценной рекламной кампании. Во-вторых, столкнувшись с таким маркетинговым приемом, ФАС теперь требует, чтобы рекламируемый товар появлялся в продаже, а значит, помимо расходов на косвенную рекламу, пивоваренным компаниям все-таки придется выпускать собственные коктейли и конфеты.
ФОТО: http://news.khb.ru/news.php3?date=2002-09-14&volume=descrip