Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Теруто Соеджима, японский джазовый продюсер: «Все новое прекрасно по определению!»

- Соеджима-сан, наверное, вас по праву можно назвать одним из «крестных отцов» архангельских «Дней Джаза». Можете ли вы сегодня вспомнить, как вы познакомились с Владимиром Резицким и впервые попали на наш фестиваль? - Конечно. Впервые мы повстречались с Владимиром Резицким в 1988 году на московском джаз-фестивале. Он тогда даже по-английски не говорил, - но мы отлично поняли друг друга на уровне наших сердец. После этого я вернулся в Японию, и вдруг, через полгода, я получаю приглашение от Резицкого приехать на архангельский фестиваль. Конечно, мне было очень интересно посетить север России, - я ведь тогда даже не мог себе представить, что здесь может существовать такой большой и серьезный джазовый фестиваль! Я приехал в Архангельск в 1989 году, взяв с собой своего коллегу, владеющего русским языком. Помню, Резицкий проявил огромное гостеприимство по отношению к нам, он пригласил нас и на следующий фестиваль, попросив меня привезти с собой кого-то из японских джазменов. Вообще, не так легко привезти в Россию японских музыкантов – один проезд чего стоит! Но это было время перестройки, и множество японцев интересовалось всем, что связано с вашей страной, многие музыканты мечтали попасть в Россию и просто поиграть для вашего зрителя. Так начались наши постоянные контакты с архангельским фестивалем – в этом году я у вас уже в пятый раз! - Как бы вы оценили нынешний уровень нашего архангельского фестиваля, его место на современной мировой джазовой карте? - Когда я впервые оказался в Архангельске, меня просто поразил масштаб «Дней Джаза», уровень его участников, когда на одной сцене с начинающими музыкантами выступали такие гранды, как Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, и другие. Я понял, что источником новых тенденций в джазе являются не только признанные центры, такие как Москва и Петербург, но и Архангельск. Ваш город – важный центр мировой джазовой культуры. В 2001 году я узнал о смерти Резицкого и предположил, что и «Дни Джаза» прекратят свое существование. К счастью, это не так – фестиваль продолжает жить, благодаря усилиям Владимира Турова. И меня это необыкновенно воодушевляет, ведь Архангельск, без громких слов, стал для меня вторым домом, второй родиной! Резицкий как-то сказал мне: «Господин Соеджима, вы занимаетесь современным джазом, и в ваших силах помочь осуществлять джазовый обмен между нашими странами!» Действительно, на тот момент, когда мы с ним познакомились, ни один российский джазовый коллектив еще не выступал в Японии. Единственный случай был году в 1989 или 1990-м, не помню точно, когда три известных японских музыканта пригласили к нам трех мэтров российского джаза - Курехина, Чекасина и Тарасова. Но тогда был просто джем – в нем участвовало еще два американца и четыре японца, ни о какой презентации нового русского джаза говорить не приходилось. Я же хотел представить японской публике чисто русский коллектив, актуальную джазовую музыку вашей страны. И я представлял джаз-группу «Архангельск» в моей стране как настоящий русский авангардный джаз – мне удалось организовать 20 концертов этого коллектива в Японии на протяжении 25 дней. Японская публика принимала группу необыкновенно тепло! - Современная Япония является, с одной стороны, страной весьма консервативной, крайне бережно относящейся к своим многовековым культурным традициям, с другой – родиной, наверное, наиболее радикальных форм мирового музыкального авангарда, в том числе и джазового. В чем причина этого явления? Нет ли в этом некоего противоречия? - Это, конечно, только мое мнение, но мне кажется, что если какая-то культура или просто место на Земле имеет по-настоящему глубокие, древние традиции, оно автоматически будет абсолютно развитым в смысле авангарда. Именно наличие таких традиций – залог поступательного развития культуры, фактора, который вообще делает это возможным! На пустом месте прогресс невозможен! Например, как вы знаете, есть такой древний японский город, Киото. Но если вы там окажетесь, вы увидите огромное количество современных зданий, выполненных в русле самых авангардных архитектурных течений. Очень яркий контраст – наряду со старинными храмами и традиционными садами камней вы встречаете абсолютно актуальный конструктивизм! Еще одна причина того, о чем вы говорите, на мой взгляд, то, что с 60-х годов наша культура многое имитировала, заимствовала из современной американской культуры, японцы, например, пытались петь, как американские исполнители. Но человеческая природа сама по себе различна, у нас масса культурных отличий, Япония и Америка – совсем не одно и то же. Поэтому наиболее творчески настроенные японские музыканты хотели на основе полученной извне информации создать свою собственную культуру, свой собственный стиль, свой джаз. Они действительно многому учились – начиная с классической европейской музыки, через собственные традиции, замешивая все это на общемировом джазовом духе. В итоге это привело к созданию собственного, узнаваемого стиля. Подтверждение этой мысли я не раз слышал от Сергея Курехина. Он мне сказал как-то: возьмите т.н. русский балет или русскую оперу – ведь на самом деле свои истоки они имеют в европейской культуре, они действительно пришли к нам из Европы! При этом он подчеркивал, что хочет, опираясь на это, синтезировать подлинно русскую культуру, и представить ее миру. В этом мы с ним очень хорошо друг друга понимали – мы шли и идем до сих пор одним и тем же путем. - Как бы вы охарактеризовали творчество группы EXIAS-J? Почему именно этот коллектив вы предложили пригласить на «Дни Джаза 2004»? - Все музыканты этого коллектива, исключая барабанщика, представители нового поколения японского фри-джаза. Причем помимо джаза, у каждого из них есть свои интересы в музыке, например, гитарист Такуо Таникава серьезно изучал классическую гитару. То, что они делают все вместе – это новое музыкально-сценографическое искусство XXI века. Только их барабанщик является представителем современного джаза прошлого столетия – ему уже 60 лет! Этих музыкантов объединяет глубочайшее проникновение в музыку, которую они делают вместе. Я привез EXIAS-J по двум причинам: во-первых, в России любят подобные проекты, объединяющие музыку и мульти-медиа, представления, включающие в себя танец, видео-арт и т.д. На примере представлений Резицкого, Чекасина и Курехина я это не раз видел. Приезд этого коллектива помог организовать Японский Фонд культуры, хотя подобная помощь, конечно, случается не всегда – часто приходится платить и из собственного кармана. И хотя мне сложно делать какие-то рекомендации, уверен, что многие японские группы потенциально могут быть интересны русскому зрителю. Вторая же причина – эти музыканты сами очень хотели побывать в России. - Вы человек весьма почтенного возраста – и при этом один из главных экспертов самых современных, авангардных и прогрессивных направлений джаза. Чем вы сами это объясняете? - Вы знаете, для меня самого это большая загадка! Попробую ответить. Мне было всего 15 лет, когда закончилась Вторая Мировая война. К тому времени я получил образование, связанное исключительно с войной – это была чистейшей воды реализация политики японского милитаризма. Нас учили умирать за японского императора – нам говорили, что это единственное предназначение вашей жизни. К примеру, наше поколение не могло слушать ни американскую, ни русскую, ни какую-то другую музыку – ведь все это была музыка наших врагов. Мы могли, правда, слушать германскую музыку – наши страны тогда дружили. За интерес к джазу военная полиция Японии в то время могла вас просто взять и арестовать! После же войны произошел поворот на 180 градусов – я помню, с какой радостью и эйфорией я гулял по зеленым полям Японии, не задумываясь о том, куда я пойду и что я буду делать. Я был абсолютно убежден, что все новое прекрасно по определению! С тех пор девиз моей жизни – «Смотри вперед!» Алексей М.ШЕПТУНОВ

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (23)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20