Вузы РФ готовят к переходу на европейские стандарты
Глава этого ведомства Андрей ФУРСЕНКО провел 7 февраля пресс-конференцию, посвященную участию РФ в так называемом Болонском процессе.
«Это необходимо, поскольку речь идет, прежде всего, о повышении качества образования российских специалистов и повышении уровня доверия к российским дипломам за рубежом, то есть к их конвертируемости», - сообщил министр.
Россия подписала Болонское соглашение осенью 2002 года. Оно предполагает, что российская система высшего образования к 2010 году должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца.
Для этого России необходимо повсеместно ввести двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура), отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют, кредитов, распространенную в Европе. Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах, отмечает издание.
Шаги навстречу Западу, однако, получили противоречивые оценки у «зубров» отечественного образования, особенно в Союзе ректоров. На недавней международной конференции по случаю 250-летия МГУ прозвучали предложения отказаться от присоединения к Болонскому процессу и унификации российской образовательной системы с международной. Выступавший там президент Международной ассоциации академий наук Борис ПАТОН, например, мотивировал свою позицию тем, что в России и так лучшее образование в мире.
Между тем Фурсенко намерен продолжать тесную работу с зарубежными коллегами. Например, 7 февраля он провел переговоры с министром образования и научных исследований ФРГ Эдельгардом БУЛЬМАНОМ о взаимодействии в рамках Болонского процесса. Руководители министерств договорились разработать единую систему аккредитации инженерных учебных программ и реализовать в этой области ряд проектов с присуждением совместных дипломов.
Отметим, что основными задачами Министерства образования и науки (Минобрнауки) РФ в 2005 году министр Фурсенко назвал повышение доступности образования, удовлетворение кадровых потребностей экономики, усиление инвестиционной привлекательности системы образования. При этом общее образование, по его словам, будет ориентировано на выравнивание стартовых возможностей детей и индивидуализацию образовательных программ.
В интервью накануне нового года, опубликованном на правительственном сайте, Фурсенко сообщил также, что обучение в вузах разделяется на два уровня: бакалавриат и магистратуру (или специалитет), из этой системы допускаются разумные исключения - например, при подготовке медиков, архитекторов, по ряду инженерных специальностей. Планируется и расширение круга организаций, имеющих право оказывать образовательные услуги, - как и участие работодателей в определении аспектов образовательного процесса, касающихся подготовки квалифицированных специалистов.
В наступившем году планируется также, что общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Кроме того, в 2005 году продолжится разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие. Также в 2005 году будет представлен на рассмотрение проект стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, готовится всероссийское совещание по реализации программы обеспечения жильем молодых семей.
Очень важным направлением деятельности министерства в 2005 году является законодательная защита интеллектуальной собственности, в том числе пресечение распространения контрафактной продукции, отметил министр. В 2005 году планируется заложить систему надзора и контроля за правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Продолжится работа над законодательством в сфере лицензирования, охраны интеллектуальной собственности и регламентации использования товарных знаков.
В сфере международных контактов министерство сосредоточится на вопросах двустороннего научно-технического сотрудничества с ведущими государствами мира, отметил Фурсенко.
Источник: http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2005/02/08/08063711_bod.shtml