Срока давности для недобросовестных налогоплательщиков больше не существует
Судьи подтвердили конституционность статьи 113 Налогового кодекса РФ. В ней говорится, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.
В то же время, суд указал, что если налогоплательщик препятствует налоговому органу в проведении проверок и затягивает контрольные мероприятия Федеральной налоговой службы по времени, то для него этот трехлетний срок прерывается.
Конституционный суд рассмотрел дело после запроса Федерального арбитражного суда Московского округа (ФАСМО), разбиравшем дело о взыскании с НК "ЮКОС" штрафа за 2001 год в объеме около 40 миллиардов рублей. Налоговые органы вынесли решение о привлечении компании к ответственности в начале сентября 2004 года, когда три года с момента окончания налогового периода уже истекли.
Судьи ФАСМО посчитали, что "институт давности привлечения к ответственности означает, что совершенное правонарушение в течение определенного срока утрачивает общественную опасность" и направили в Конституционный суд запрос с просьбой рассмотреть конституционность вышеупомянутой статьи 113 Налогового кодекса в применении к случаям, когда "общественная опасность деяния может не уменьшиться с течением времени".