Проблема пьянства в НАО вынесена на официальный уровень
Сегодня о пьянстве в открытую говорят главы муниципалитетов и председатели колхозов. По последним данным, не только Нельмин Нос одолел «зеленый змий», но и Великовисочное, Несь, Каратайку, Шойну и другие поселки. Между тем, проблемы алкоголизма в НАО еще несколько лет назад не поднималось. По данным пресс-службы окрадминистрации, информация об алкоголиках при губернаторе Владимире Бутове держалась в секрете.
Спросом на «огненную воду» удачно воспользовались поставщики денатурата. Теперь в Ненецкий округ его везут бочками. Особым спросом пользуются «шкалики» всевозможных спиртосодержащих жидкостей. Так восток и центральную часть НАО покорила 90-градусная продукция ОАО Гидролизный завод – «Антилед». Жители Великовисочного второй год страдают от этой заразы. На западе округа победно шествует «Женьшень-1» - средство для принятия освежающих и тонизирующих ванн в 88 «оборотов». Двести граммов этого пойла продают в Неси за 40 рублей, - как раз на опохмелку. В прошлом году от неочищенного спирта здесь приняли смерть три человека. Еще двое умерли во время празднования Дня оленя.
«Бороться с распространением алкоголя главы сельсоветов могут на местном уровне, - говорит заместитель губернатора НАО по делам народов Севера Владислав Песков, - надо собрать сходы и принять соответствующее решение, например, об ограничении торговли водкой. Так поступили, к примеру, в Тазовском районе Ямало-Ненецкого округа, даже у нас есть подобные случаи, далеко ходить не надо: Амдерма использовала административный ресурс против алкогольных поставщиков. Знаю, есть села, где на борьбу с водкой встало «народное ополчение», спасая своих мужей, деревенские женщины превратились в Мининых и Пожарских. Властям на местах надо проявить инициативу в этом вопросе, а не ждать, мол, что приедет барин и всех рассудит».
Администрация округа со своей стороны может предложить помощь в лечении от алкогольной зависимости, считает Владислав Песков: «Несколько лет подряд закладываем средства для этих целей в программе по МНС. В этом году располагаем суммой в 180 тысяч рублей. Возможность освободиться от тяги к спиртному воспользовались жители Индиги и Нельмина Носа, на повестке дня поселок Несь. Леонид Кисляков, председатель СПК и РК «Северный полюс» сообщил о нескольких желающих отказаться от водки. Кстати, из 52 «закодированных» в Нельмином Носе 34 с прошлого сентября не пьют. В этом году пройти курс лечения там пожелали еще тридцать человек».
Однако спастись от денатурата не просто. Так в Каратайке на местном сходе, куда пришли в основном работники потребкооперации, снабжающей поселок поллитровками, – приняли решение продавать водку днем и ночью. В Шойне, маленьком поселке на берегу Белого моря, не всегда можно купить хлеба, зато «серка» (водка по-ненецки) – пожалуйста, будьте любезны, возьмите, можно в долг. Конкуренцию официальным поставщикам алкоголя составляют коробейники-ПБЮЛы, скупщики пантов, мяса и рыбы. Это они везут в НАО «Антилед», «Женщень-1» и другие продукты двойного назначения. За жидкую валюту дары тундры куда дешевле, чем их стоимость в рублях. В цене недорогой бутылки водки больше половины – налоги. А технические спирты акцизами не облагаются. Заплатил по 40 рублей за 200-граммовый флакон – вот тебе и две бутылки 40-градусной! К тому же, как запретить вполне легальный продукт? К примеру, средство для ванн «Трояр» продается на законных основаниях. Продукт зарегистрирован Минздравом, и убрать его с прилавков – то же самое, что запретить продажу духов и одеколона. В Неси торговку техническим спиртом штрафовали трижды (каждый раз по сто рублей), но она по-прежнему - алкогольная баронесса.
Похоже, такое положение дел всех устраивает. Потребителей – из-за дешевизны. Поставщиков – из-за немалых прибылей.
На государственном уровне третий год откладывается принятие поправок к Закону о госрегулировании алкогольного рынка, которые заставят производителей «двойных продуктов» делать спирт непригодным для питья с помощью сверхгорьких и сверхвонючих добавок. В глубинке Ненецкого округа торгаши самопала тоже ведут войну за свои интересы: находят способы влиять на местную власть, субсидируют бедных колхозников, а тем кто, пролечился от алкогольной зависимости, подкладывают самогон под дверь…
.