Беспорядки в Бангкоке, столице этой Мекки юго-восточного туризма, дело сугубо политическое - оппозиция требует отставки правительства. Демонстрации противников главы правительства Йинглак Чинават (писать-то трудно, а уж выговорить...) начались в тайской столице пару недель назад. Стихийные сначала манифестанты очень быстро организовались, сгруппировались и направились колоннами к зданиям министерств и телеканалов, даже ворвались в здание таиландского МИДа. Потом пришлось эвакуировать сотрудников департамента специальных расследований Таиланда, поскольку толпа демонстрантов окружила здание и тем самым мешала работе ведомства.
Тысячи бойцов спецподразделений полиции при поддержке армейских сил взяли под охрану дом правительства, парламент и полицейскую штаб-квартиру. Но армия провозгласила свой нейтралитет в сегодняшнем политическом кризисе. При этом нелишне будет вспомнить, что именно военные сместили в 2006 году тогдашнего премьера Таксина Чинавата, брата нынешней главы правительства.
А поводом для массовых протестных акций как раз стал поддержанный правительством законопроект об амнистии (чувствуете параллель?). Который, как считает оппозиция, позволит вернуться в Таиланд из эмиграции экс-премьеру и избежать тюремного заключения по обвинению в коррупции. Что, согласитесь, просто удивительно для наших российских реалий - народ не проявляет активности по подобным пустякам.
Антиправительственные манифестанты в течение нескольких дней захватили ряд министерств и ведомств в тайской столице. Также демонстранты захватили несколько теле- и радиостанций и ведут переговоры, чтобы взять под свой контроль вещание. Чтобы не дать участникам протестных акций прорваться в здание правительства Таиланда, силы безопасности использовали слезоточивый газ.
В конце прошлой недели прошли ожесточенные столкновения между гражданскими противниками и сторонниками премьер-министра страны Йинглак Чинават. Оппозиционеры, среди которых тон задает университетская молодежь, пыталась помешать проправительственным силам провести митинг. В этих столкновениях, по меньшей мере, один человек погиб (по другой информации, погибших двое) и 35 получили ранения.
С одной стороны, всплески политической нестабильности уже не раз случались в Таиланде в последние годы - в 2006, 2008 и 2010 гг. Так что ничего из ряда вон выходящего можно здесь и не увидеть. С другой стороны, происходящее в Бангкоке, несомненно, может отпугнуть многих туристов, собиравшихся в эту страну на отдых (хотя столкновения и находятся вне туристических зон). Что чревато, в свою очередь, многомиллионными потерями для экономики королевства.
В итоге в Бангкоке был введён режим особого положения безопасности: это дало властям право вводить комендантский час и блокировать дороги. И пожалуйста, в свете этих событий российское посольство в Таиланде выпустило специальную рекомендацию для туристов. В ней говорится о необходимости соблюдать осторожность, выполнять требования сил правопорядка и избегать мест массового скопления людей тем, кто уже находится в Бангкоке (но по возможности посещения столицы в настоящее время лучше избегать).
Ожидается, что введённое на минувшей неделе особое положение сохранится до конца года - до 31 декабря, а там будут посмотреть. Радиус его действия: вся территория Бангкока, провинция Нонтхабури, район Банг Пхли провинция Самут Пракан (здесь расположен международный аэропорт Суванапхум) и район Лат Лум Кэ провинции Патум Тхани.
Впрочем, пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова не видит особых поводов для паники: «Пока что наши туристы отдыхают совершенно спокойно, никаких неудобств они не испытывают. В курортных зонах ситуация остается спокойной. Но беспорядки продолжаются в Бангкоке, поэтому многие туроператоры перекраивают свои экскурсионные программы, поскольку очень часто туры бывают комбинированными: на Пхукете, и несколько дней в Бангкоке. Поэтому те туристы, кто не хочет ехать в неспокойную столицу, могут беспрепятственно остаться на побережье. Но даже те экскурсионные поездки, которые сейчас совершаются, организованы по спокойным маршрутам, где нет риска встретить забастовку - автобусы аккуратно объезжают те зоны, где много демонстрантов.
Так в чём причина столь жёсткого межгражданского конфликта в обычно
спокойном Таиланде, где население от мала до велика настроено обычно на одно -
на зарабатывание денег? Во-первых, оппозиция нынешнему правительству состоит
главным образом из представителей среднего класса (в том числе
чиновничества и технических специалистов различных отраслей), мелких
и средних предпринимателей (в том числе туристический бизнес) и
студенчества. Оппозиция считает, что политика правительства и премьер-министра
разрушительна для экономики, что она популистская по сути
и её главные цели - удержание власти и возвращение
в страну находящегося в изгнании бывшего премьера Таксина, брата этой
самой плохо произносимой Йинглак.
Действительно, проблемы в экономике, что называется, налицо -
от падения экспорта риса до неудачи со льготными кредитами
на приобретение автомашин, прежде всего молодежью (по сути, тот же
американский ипотечный кризис, только для бедных).
При этом тайская оппозиция ограничена временем и возможностями, в том числе финансовыми, то есть она не сможет протестовать месяцами, как это раньше делали сторонники Таксина и нынешнего премьера Йинглак, массово свозимые из провинций в Бангкок т.н. «краснорубашечники». В связи с этими ограничениями руководство оппозиции вынуждено было пойти на такие сомнительные меры, как попытки захвата правительственных зданий и офисов некоторых центральных СМИ. Но при этом протесты действия ограничены территориально и не представляют угрозы для туристов, тогда как волнения 2010 года, приведшие к власти Йинглак, захватили значительную часть Бангкока и в конце представляли для туристов реальную угрозу. Теперь же, если армия не перейдёт на сторону митингующих, все эти телодвижения закончатся, как и в России - ничем.
Вообще к истории тайского гражданского противостояния много вопросов. Например, как краснорубашечники, которые поддерживают премьершу, оказались в Бангкоке так быстро, в таком организованном порядке, и самое главное - как могла Йинглак допустить, чтобы в город начали свозиться противники оппозиции, фактически попустительство к началу гражданской войны?? Она имеет непосредственное отношение и связь с руководством краснорубашечников, оно финансируется главным образом её братом, оно в итоге и привело её к власти. Она что, не понимала, что появление в Бангкоке краснорубашечников неминуемо приведёт к стычкам и крови? Она не могла их остановить? Или она решила подавить оппозицию силами своих сторонников, развязав или способствуя, тогда это почти братоубийственная война. При этом с самого начала конфликта премьер и правительство только и делают, что нагнетают страхи, хотя по уму должны всех успокаивать и примирять.
Возвращения Таксина не хотят и боятся все, кто хоть что-то понимает в политике и экономике (а таковых в Таиланде не больше, чем в России). Интеллигенция, студенчество и просто средний класс уверены в том, что Йинглак контролируется своим братом. Все уверены, что изменения в обществе необходимы, что они должны привести к его раскрепощению, к предоставлению низшим слоям существенно больших, чем в настоящее время, возможностей для роста их финансового благополучия и изменения социального статуса. Но никто не считает, что этого можно достичь методами, практикуемыми нынешним правительством или правительством Таксина в бытность его премьером. Дешевый подкуп избирателей вместо реальных реформ лишь усугубляет проблемы, увеличивает напряженность в обществе и приводит к новым конфликтам. А это бег по замкнутому порочному кругу.
Однако всё, как у нас, большинство населения страны понятия не имеет, что происходит в столице, а, если и имеет, то им это... вам как раз по пояс будет. Несмотря на колоссальный прогресс в политической, социальной и экономической сферах, Таиланд продолжает оставаться страной с клановой структурой. Жизнедеятельность страны контролируется энным числом семейных группировок, между которыми время от времени возникают конфликты. Когда стороны не могут договориться, они включают имеющихся у них рычаги управления и организовывают массовые протесты. Большинство идёт протестовать, потому что им так сказали, а не потому, что им так подсказывают собственные политические взгляды. К тому же не раз сегодня помянутый «лишенец» Таксин, по большому счёту, тайский вариант нашего Березовского, со всей непредсказуемостью, авантюризмом и лихостью покойного российского олигарха. Делайте выводы...
Ворвавшись в большую власть на волне популистских обещаний и окрылённый удачей, «тайская Берёза» начал публично ставить под сомнение то, что сомнению подвергать нельзя - необходимость сохранения монархии в Таиланде, её сакральность в этой стране аналогична британской. Бангкокская элита была готова простить ему нарушения прав человека, но только не ослабление своей экономической мощи и политического влияния, и уж, тем более, не нападки на святая святых. В результате в 2006 эта элита свергла Таксина, премьера, избранного электоратом. Плюс бедолага, уже находясь в изгнании, получил на родине два года тюрьмы (с отсрочкой договора за «неприбытием»), большая часть его миллиардных активов была либо конфискована, либо заморожена. Но потом он ухитрился дистанционно протолкнуть во власть младшую сестру и вообще приготовился к реваншу. Именно против этого народ в Бангкоке и бунтует.
Причём, обратите внимание, силовые структуры предпочитают находиться в роли сторонних наблюдателей, когда в России мы привыкли к совсем иным реалиям. Самое незначительное отклонение от партийной линии у нас жёстко подавляется. Относительно безобидный митинг на Болотной в 2012, когда правительство никто даже не предлагал свергать, завершился избиением демонстрантов, арестами, тюремными заключениями, и прочей демонстрацией силы режима. А всё потому, что в менталитете тайцев - сглаживать острые углы, там даже ресторанного дебошира не будут выбрасывать за дверь, а постараются просто не замечать. Вот уже не повезло «хомячкам с Болотной».
Кстати, если бы Путин после победы в Второй Чеченской войне и начале роста нефтяных цен стал заботиться не только о благополучии своих друзей-земляков, но и обо всём народе (или хотя бы делать вид), то вполне мог стать русским Таксином. Вот только где мы, а где тот Таиланд...
Леонид Черток