Госдума отменила презумпцию невиновности налогоплательщиков
Закон вводит административный порядок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций на незначительные суммы. В этих случаях решение органа исполнительной власти будет иметь статус исполнительного документа, что позволит органам исполнительной власти самостоятельно, без обращения в суд, осуществлять свои властные и контрольно-надзорные функции, поскольку отсутствует спор о праве.
Кроме того, закон устанавливает общий правовой режим взыскания обязательных платежей и санкций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На индивидуальных предпринимателей распространяется действующий порядок взыскания недоимок и пеней, а также таможенных пошлин и налогов с организаций.
Также закрепляется право налоговых органов самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, если размер штрафа не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 тыс. руб. по каждому налогу, в отношении организаций - 50 тыс. руб. по каждому налогу.
Такие же полномочия предоставляются территориальным органам Пенсионного фонда РФ.
В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сохраняется действующий судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административный порядок взыскания подразумевает безусловное право юридического лица, индивидуального предпринимателя обжаловать решение органа исполнительной власти в вышестоящем органе или в Арбитражном суде.
В целях совершенствования административной процедуры урегулирования споров между субъектом предпринимательской деятельности и органом государственной власти закон предусматривает, что при обжаловании решения о взыскании в вышестоящем органе исполнение решения автоматически приостанавливается.
"За" проголосовали 343 депутата, против - 35, воздержались - 5.
Как отмечала ранее газета "Коммерсант", так как штрафы являются дисциплинирующей мерой воздействия на нарушителей налогового законодательства, наложение штрафа предусматривает наличие вины проштрафившегося. И до сих пор в соответствии с Налоговым кодексом установить вину, а также оштрафовать налогоплательщика мог только суд. В случае же взыскания штрафов во внесудебном порядке по решению налогового органа при отсутствии возражений со стороны налогоплательщика, а именно это предполагает новый закон, ни о какой презумпции невиновности не может быть и речи. Причем не только для организаций и индивидуальных предпринимателей, на которых направлен законопроект, но и для всех без исключения граждан. Презумпция невиновности отменяется как таковая.
И депутаты, и предпринимательские объединения первоначально поддержали эту идею при условии, что в законопроекте обязательно будут указаны четкие процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, призванные ограничить произвол налоговиков и защитить права налогоплательщиков.
В частности, в заключении думского бюджетного комитета отмечалось, что налогоплательщик получит право лично участвовать в процессе урегулирования налогового спора, а не будет ставиться перед фактом привлечения к ответственности уже после того, как деньги были списаны с его счета в бесспорном порядке, как это зачастую происходит сейчас при взыскании налоговых недоимок.
Однако затем депутаты под давлением администрации президента пошли на попятную. Бюджетный комитет одобрил девять поддержанных президентской администрацией поправок. И ни в одной из них не оказалось ничего о процедурных моментах досудебного урегулирования налоговых споров и списании штрафов с налогоплательщика во внесудебном порядке. Для налогоплательщиков это означает то, что впредь определять их вину будет не суд, а налоговые органы. И даже если впоследствии их претензии окажутся необоснованными, на налогоплательщике уже будет висеть клеймо нарушителя закона.
Кроме того, парламент поддержал поправку о наделении органов Пенсионного фонда правом взыскивать с налогоплательщиков в бесспорном порядке недоимку, пени и штрафы по страховым взносам в фонд. Причем без каких-либо ограничений по срокам. Иными словами, когда угодно. Хоть через 10, хоть через 20 лет. Кстати, аналогичным правом президентская администрация предлагала наделить таможенные органы.
Сообщает РБК