Рыжков подтвердил журналистам, что причиной его выхода из партии стало вынесение на заседании политсовета двух ставших для него неожиданными резолюций. В одной речь шла о снятии его с поста ответственного секретаря политсовета и назначении на эту должность Константина Мерзликина (который пойдёт на ближайших выборах в Мосгордому по одному из столичных округов кандидатом от оппозиции). Этот партиец считается сторонником других сопредседателей «РПР-Парнаса» - Бориса Немцова и Михаила Касьянова. Типичная история практически для любого российского альянса, как политического, так и финансового - в какой-то момент партнёры начинают меряться... сами догадываетесь чем. Во второй резолюции речь шла о наказании девяти членов партии из числа старых «республиканцев» за открытое письмо с критикой партии. Мало того, на заседании было принято решение о мерах за критику партийного руководства - вплоть до исключения из партии. Как тут не вспомнить старика Черномырдина и его эпохальное - «какую партию не начинаем строить, всё КПСС получается».
По словам Рыжкова, накануне, во время очередного тура переговоров партийного руководства, эти вопросы не обсуждались, а по другим темам - по положению в региональных отделениях, по принятию решения сопредседателями (о введении права вето) и т. п. - консенсуса достигнуто не было. Две новые резолюции стали последней каплей, заявил главный российский республиканец. «Это было объявлением войны, расправой надо мной и моими сторонниками, терпеть это не было больше смысла», - считает он.
Для него такой поворот событий был неожиданным, уверяет Рыжков. Впрочем, отнюдь не для всех, его однопартиец Сергей Алексашенко еще накануне прислал Рыжкову из США письмо с поручением уведомить исполком партии о его выходе из её рядов, что лидер партии и сделал. Кроме них о намерении выйти из партии сообщила заместитель Рыжкова в РПР, глава Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова. Всего, по подсчетам Рыжкова, вместе с ним политсовет покинули 15 человек, оставшихся партийцев хватило для продолжения кворумного заседания.
По словам Рыжкова, ему было неизвестно о намерении партийцев в регионах также подать заявления о выходе из партии. У него самого пока нет планов создания новой партии или присоединения к уже существующей, сказал Рыжков: ситуацию необходимо обдумать.
По всему получается, что в главном оппозиционном Кремлю стане начался большой системный (он же кадровый) кризис. Несколько отделений (по подсчетам некоторых членов партии, порядка 20) состоят из членов «старой» РПР Рыжкова, в случае их выхода из объединенной партии число региональных отделений «РПР-Парнаса» может упасть ниже требуемого Минюстом минимума - 43 региональных отделения. Это может стать поводом для аннулирования регистрации партии.
Поспешили высказаться и оппоненты «оппортуниста». Например, Борис Немцов заявил, что сожалеет о решении Рыжкова, считает это решение эмоциональным и надеется, что оно будет пересмотрено. Они с Касьяновым полагают, что своим уходом Рыжков «нанёс ущерб всем: и партии, и её сторонникам, и демократической оппозиции в целом». По словам Немцова, Рыжков мотивировал свой выход из партии тем, что на заседании политсовета партии были внесены документы, согласно которым он освобождался от должности ответственного секретаря. «Эта должность носит абсолютно технический характер. Никто не лишал Владимира Рыжкова его полномочий сопредседателя партии», - заявил Немцов. Он надеется, что, несмотря на перипетии, «РПР-Парнас» сохранит себя как партию и продолжит свое участие в грядущих выборах. Имелись ввиду думские выборы 2016 года, на которых «Парнас» рассчитывал дать настоящий бой «набившим оскомину партиям из нафталина».
Тут и пришло время разговорам «почему всё так случилось». Кто-то стоит на том, что раскол в «Парнасе» произошёл по идеологическим причинам внутри самой партии, а не по вине Кремля. Например, политолог Константин Симонов считает, что Рыжков поступил ожидаемо и правильно с точки зрения политика, который думает о будущем. По его словам, Касьянов и Немцов - «люди из прошлого» и с «такими политическими партнерами рассчитывать на результативность участия партии в выборах не приходится» (как будто Рыжков из новеньких, я его помню раньше двух вышеупомянутых, просто не стареет совсем). Расставшись с ними, Рыжков получает возможность заняться выстраиванием политической партии, которую может серьёзно воспринимать электорат, полагает Симонов. Расставание с «РПР-Парнас» само по себе не является гарантией политического успеха, но всё же дает Рыжкову как политику определенные шансы.
Кстати, разногласия внутри «Парнаса» обострились в конце 2013 года, основными спорными вопросами стали, как говорили в партии, сотрудничество с националистами, взаимодействие с федеральной властью и участие в выборах.
Особенно сотрудничество с националистами, о чём в открытом письме к руководству партии написали в декабре девять членов её региональных отделений. Им не нравилось, что доминирует более радикальное, на их взгляд, крыло сторонников Бориса Немцова и Михаила Касьянова, что представители «старой» РПР вытесняются из руководства региональных отделений, и что партия на выборы выдвигает от своего имени не близких к ней кандидатов, как это случилось с Алексеем Навальным на выборах мэра Москвы. Авторы письма не исключали, что выведут из «Парнаса» региональные отделения, созданные на базе Республиканской партии, и в дальнейшем восстановят РПР в дореформенном виде.
Лично Рыжков говорил, что для него лично «неприемлемы призывы Алексея Навального к участию в так называемом «Русском марше». Также он высказывал, что нужно не только участвовать в протестных акциях, но и вести с властью «диалог с принципиальных позиций».
Честно говоря, и я не видел будущего у «Парнаса» с момента его возникновения, маргиналы мне не нравятся независимо от окраса. Я сочувствую мотивам Рыжкова в отказе сотрудничества с Навальным, блокирование с нацпатриотами считаю верхом неразборчивости и популизма. Да, Навальному эти контакты принесли определённые проценты на выборах московского мэра. Но чтобы он сделал в случае победы, когда предъявят счёт за оказанную поддержку? Департамент культуры столичной мэрии возглавит какой-нибудь Белов-Поткин из ДПНИ? В страшном сне такое не приснится...
И всё-таки я думаю, что Владимир Рыжков пошёл на конфронтацию с бывшими партнёрами, не в последнюю очередь, потому, что ему надоело ошиваться на задворках официальной политики. Если я его помню молодым и красивым на трибуне Госдумы, представляющим могучий Алтайский край, то он себя таки помнит тем более. А стоять раз в месяц на морозе где-то в центре Москвы рядом с «попутчиком» Лимоновым, ждать, когда тебя затолкают в «воронок»... согласитесь, совсем несолидно после такой респектабельной молодости. Да и с деньгами в новом обличии гораздо хуже, не будем строить невинные глазки.
Потому я совсем не удивился, прочитав впечатления Рыжкова от посещения Кремля, где он высказывается о Путине, как о вменяемом человеке, способном, как минимум, к обсуждению проблем. Так же не исключаю такого варианта - взяли на том междусобойчике у президента Володю за локоток, да отвели в уголок, где объяснили преимущества перехода из стана непримиримой оппозиции в стан конструктивной. Ну, а что - все мы люди...
Признаю правомерным вопрос - а почему тогда Немцов с Касьяновым кочевряжатся, ведь они-то были на самом верху власти? Наверное, потому, что никто за локоток не берёт и никуда не зовёт, слишком много наследили. Плюс индивидуальная мания величия у каждого - всё-таки российские партии в основном построены на идеологии вождизма, и ЛДПР, и КПРФ, и «Справедливая» без своих сегодняшних лидеров просто загнутся. А что будет «Единая» без Путина на плакатах? Пшик один. Так о каком политическом альянсе вообще идёт речь? Не понимаю...
Если говорить о перспективах бывших членов парнасовского триумвирата, то не исключаю, что Рыжков с республиканцами станет новым «либеральным проектом» Кремля, который мутит вернувшийся тихой сапой Влад Сурков (об этом читайте в моём материале «Олимпиада когда-нибудь закончится» на http://rusnord.ru/2014/1/33121). Правда, изначально не очень верю в его успешность, почти то же самое, что Александра Маслякова поставить лидером Партии хохмачей.
Что касается оставшихся «парнасовцев», то их жизнь мало чем изменится. Как-нибудь перебедуют, чай, оба не нищие...
Леонид Черток