Впрочем, и в записи не показали ничего нового, самым обсуждаемым моментом стали наряды кинодив (в которых лично я ничего не понимаю). В остальном выбор фаворитов мирового проката (каждая статуэтка как бонус продюсерам, любое унылое г... способно взять приз). Это отметила даже ведущая Эллен Де Дженерас, ранее не выделявшаяся большим гражданским мужеством. Открывая церемонию, актриса отметила, что уже выходила на эту сцену семь лет назад, и с тех пор «многое изменилось»: в списке номинантов всё те же актёры и режиссёры - Леонардо ди Каприо, Мерил Стрип (для неё эта премия - 18-ая), Кейт Бланшетт, Мартин Скорсезе. И так же, как тогда, Каприо в полном пролёте, уже четвёртый раз кряду, и классик Скорцезе не поощрён... но это случится чуть позже.
Вообще это был вечер Эллен, на котором она отыгралась на своих конкурентках за миллионные гонорары. Телеведущая отвязно зажигала, посему атмосфера в зале стояла самая непринуждённая, не сказать - разнузданная. То предложила звездам, сидящим в зале заказать пиццу - и таки заказала! Куски фастфуда с радостью разобрали Мерил Стрип, Бред Питт, Метью Макконахи и другие известные персонажи. Затем она решила собрать со всех деньги (якобы чтобы расплатиться с курьером) - и набрала полную шляпу! Так же она предложила опять же звездам пойти на рекорд, посмеявшись над привычкой людей фотографировать себя на мобильный и сразу выкладывать в Сеть. Сначала Эллен ради прикола позвала Мэрил Стрип, чтобы снять с ней «селфи», но в итоге к ним присоединилась и Джулия Робертс, и Кевин Спейси, и Анджелина Джоли со своим супругом. Фотографию буквально за полчаса перегрузили себе более миллиона пользователей интернета. Раньше на «Оскаре» так не развлекались, привет высоким технологиям.
И конечно не забыли про Украину, иначе бы это была не Америка. Правда, отдадим должное, и Россию не поносили последними словами, как агрессора, всё-таки, времена не те. Просто Джаред Лето, выйдя получать награду в номинации «Лучший актер второго плана» за роль трансвестита в фильме «Далласский клуб покупателей» заявил: «Я бы хотел обратиться к людям, которые сейчас смотрят нас в Украине. Мы думаем о вас этим вечером, пусть все ваши мечты сбудутся, боритесь за свои мечты». На Украине «Оскар» смотрели... пока электричество есть.
Главным фильмом года вполне предсказуемо была названа эпическая кинодрама «12 лет рабства». Что очередной раз подтверждает многолетнюю тенденцию - современный кинематограф изо всех сил борется за равноправие меньшинств - национальных или сексуальных, не велика разница. Под аплодисменты зала за статуэткой вышел темнокожий британский режиссер Стив Маккуин. Экранизация мемуаров Соломона Нортапа - вполне добротное кино в духе предшественников вроде «Амстада» Спилберга, главное, что в духе времени. Поэтому за картину Маккуина с её девятью номинациями, академики могли голосовать не глядя. «Я посвящаю эту награду всем, кто знает, что такое рабство», - заявил в благодарственной речи режиссёр. Фильм также получил награду за лучший адаптированный сценарий, а кенийская актриса Лупита Нионго победила в номинации «Лучшая актриса второго плана».
О чём фильм, спрашиваете? В середине XIX века в Америке рабовладельческий строй постепенно сдавал позиции прогрессивному капитализму и оставался только на Юге страны. Соломон Нортап - афроамериканец, семьянин, скрипач - спокойно жил в Нью-Йорке, покуда не угодил в капкан, расставленный ему плохими людьми. Воспользовавшись доверчивостью Нортапа и его бесхитростным желанием подзаработать для семьи, негодяи обманом завлекли чернокожего парня в Вашингтон, похитили, заковали в кандалы и отправили прямиком на Юг. Там бедняга попал в лапы страшному человеку Эдвину Эппсу - мерзавцу и садисту, не верящему ни в какое равенство рас. Ну, и дальше начинается форменная «Хижина дяди Тома», только без купюр, призванных сберечь неокрепшую психику зрителей среднего школьного возраста. Но и без ироничного стёба Тарантино, какой мы увидели в «Джанго освобождённой» (http://rusnord.ru/2013/2/31851), где реки крови и канонада выстрелов переводят натуралистическую трагедию в фантасмагорию. В «Рабстве» всё по-взрослому - пытки, насилие, кровь, пот и слёзы. Причём всё показано детально, режиссёра уже успели упрекнуть (несильно) в излишнем смаковании. Да, и ни одного положительного белого человека на экране - все сатрапы. Теперь понимаете, почему современная Америка голосует за Обаму?
Вот только я не увидел в фильме какой-то отчаянной борьбы негров за свои права. По мне, так главный герой плывёт по течению, а река времени швыряет его о прибрежные камни. К тому же в самой американской истории рабства и борьбы за его отмену не всё так однозначно. В иных источниках я читал, что генерал Ли (южанин) освободил своих рабов ещё в 1859 году, в отличии от генерала Гранта - северянин, он и умер рабовладельцем. И ещё то, что Север требовал отмены рабства только в южных штатах, но не имел в виду себя, любимых.
Или такие забавные цифры, которые можно встретить в действительно серьёзных исследованиях о войне Севера и Юга. Вы, наверное, удивитесь, но в армии конфедератов служило 35 % свободных негров (от общего числа негритянского населения южных штатов) и 15 % рабов, которые совсем не хотели уходить в самостоятельную жизнь (вспомните про отмену крепостного права в России). По подсчётам историков, около 100 000 афроамериканцев с оружием в руках защищали родной им юг Америки от поползновений наглых северян. Только не рассказывайте об этом Обаме, а то он обидится, расстроится, и какие-нибудь санкции введёт против Архангельска...
Самой же успешной в этой каденции «Оскара» оказалась «Гравитация». Помимо чисто технических наград (монтаж, звук, визуальные эффекты), лучшим режиссером назвали Альфонсо Куарона, славного тем, что предпочитает самостоятельно прокладывать пути в кинематографе. «Гравитации» - фантастический технотриллер о тотальном одиночестве, о попытке невозможного: преодолеть это леденящее одиночество. Король трехмерного изображения Джеймс Кэмерон назвал «Гравитацию» лучшим в истории кинофильмом о космосе, видимо, это повлияло на мнение киноакадемиков. Я же лично слышал отзывы от «ну и нудятина» до «какая душка этот Клуни, жаль, что быстро погибает». Не проще ли постер над кроватью повесить?
Кажется, у Роберта Хайнлайна когда-то прочёл - «это самая страшная смерть погибнуть в одиночестве в скафандре от удушья, когда знаешь, что никто тебе не поможет». Тут не поспоришь, и тема вполне достойна фильма. Одного не понимаю, зачем голимую ненаучную фантастику окружать достоверными деталями - шатлами, «Союзами», китайскими космонавтами и тп.? Разве есть какие-то претензии к правдоподобию «Незнайки на Луне» или к тому же «Аватару»? То, что американцы борются за господство в космосе, хотя бы, на экране, и готовы ради этого угробить суперзвезду экрана ужасным способом, объяснимо и даже вызывает сочувствие - таковы условия игры в «Оскар».
Кто в этот раз полностью провалился, так это расхваленный «Волк с Уолл-стрит» Скорцезе с ди Каприо в главной роли. Даже у меня, отнюдь не ханжи, уши вяли от англоязычного мата и прочего натурализма. Да, на экране могут быть наркотики, может быть секс и забористые словечки (при +18 на афише), но когда это оправдано по сюжету. Но что бы через каждое слово fuck... многовато даже для фильма про новорусских бандитов.
Кстати, вы помните, с каким фильмом Россия пролетела мимо «Оскара» на этот раз? Подсказываю, со «Сталинградом» Бондарчука-младшего, даже в шорт-лист не вошёл. «Дядюшку» взяла «Великая красота» Паоло Соррентино, один из стопроцентно предсказанных номинантов. Фильм, названный вольной вариацией на тему произведений Феллини и Росселини, тем не менее, не скрывающий иронии и по отношению к киномонументам, и к карнавалу призраков, населяющих Вечный Город. И никакой политики, чистое искусство и эстетика. Так бы и во всех остальных номинациях.
Однако, увы...
Леонид Черток