Тем более что история действительно стрёмная. Касается она аудиозаписи телефонного разговора верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и главы МИДа Эстонии Урмаса Паэта, которая, по версии журналистов телекомпании Russia Today, её обнародовавших, оказалась в распоряжении сотрудников Службы безопасности Украины. В беседе политики обсуждают высокую степень недоверия новому украинскому руководству, а эстонский министр даже высказывает предположение о возможной связи между лидерами оппозиции и снайперами, убившими десятки активистов и силовиков.
МИД Эстонии уже подтвердил подлинность записанного разговора. Правда, сам министр чуть «сдал назад»: «То, что в действительности происходило в Киеве, должно выяснить следствие. Я думаю, что многие хотят, чтобы на Украине было проведено независимое расследование». Однако и не отрёкся от самого факта, посетовав только, что есть «личные разговоры не для посторонних ушей». Уже обнадёживает...
С самого начала примерно 10-минутного разговора Паэт говорит о своих «печальных впечатлениях» от ситуации на Украине и рассказывает Эштон об отсутствии доверия со стороны украинских граждан по отношению к представителям «новой коалиции», пришедшей к власти. «Представители Майдана и гражданского общества говорят: «Никто из них не должен войти в состав нового правительства, у всех у них грязное прошлое», - сетовал министр.
По словам Паэта, уровень доверия народа к власти фактически нулевой. «И это всё на фоне проблем, связанных с обеспечением безопасности, территориальной целостностью, Крымом и так далее. Имеет место очень сильное давление на депутатов парламента. Ночью к членам партии приходят незваные гости, журналисты видели, как днем прямо у здания парламента люди с оружием избивали депутата.
В разговоре с Эштон Паэт называет две основные причины растущего недоверия к новой коалиции. В первую очередь, пришедшие к власти оппозиционеры так и не начали проведение масштабных всесторонних реформ, которые необходимы Украине и ради которых жители страны выходили на акции протеста. «Замены правительства будет недостаточно, необходимы реальные реформы и действия, направленные на повышение уровня доверия. В противном случае всё закончится плачевно». Фактически эстонский дипломат повторяет риторику российских политиков и обозревателей, относящихся к категории «умеренных».
А дальше совсем интересно, министр заговорил о проблемах украинского сепаратизма. «Представители Партии регионов также сказали мне следующее: «Вот увидите, если люди на востоке страны действительно очнутся, то они начнут требовать соблюдения своих прав. Некоторые в Донецке уже говорят: «Мы не можем больше ждать, когда закончится украинская оккупация в Донецке. Это русский город, мы хотим, чтобы Россия вмешалась». Исходя из услышанного (прочитанного) можно сделать вывод - инициатива по отделению от Украины исходит от жителей Донбасса, Россия же выступает пассивной стороной. Конечно, в регионе есть другая сила с противоположной точкой зрения, но Паэт о ней не упоминает.
В ответ Эштон отметила, что Евросоюз активно предлагает Украине поделиться своим «громадным опытом» в деле проведения реформ. «Я сказала представителям гражданского общества, Яценюку, Кличко и всем тем, с кем я встречалась вчера: «Мы можем предоставить вам людей, которые знают, как проводить политические и экономические реформы. Близкие к Украине страны могут помочь проведению масштабных внутренних реформ». Но, опять же, ни слова возражения тезисам Паэта.
И тут очередь дошла до главных откровений, касающихся снайперов на Майдане (всё остальное смело можно считать прелюдией к сюжету). «Согласно всем имеющимся уликам, люди, которые были убиты снайперами с обеих сторон, среди полицейских и людей с улицы, это были одни и те же снайперы, убивающие людей с обеих сторон», - рубанул Паэт.
«И всё большую настороженность людей вызывает то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства случившегося», - добавил он. В результате, по словам министра, «стремительно растёт понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а за ними стоял кто-то из новой коалиции». При этом представитель ЕС не возражала - «что ты, что ты, как можно?!», не приводила обратные аргументы, а молча слушала. С точки зрения дипломатического политеса, чуть ли не поддакивала.
Далее в разговоре эти двое несколько раз ссылались на слова некоей Ольги, вероятно, имея в виду украинского врача и общественного деятеля Ольгу Богомолец. В частности, Паэт сообщил, что «Ольге и другим представителям гражданского общества поступали предложения войти в состав нового правительства, но Ольга, например, сказала, что она готова войти в состав правительства только вместе со своей командой, с зарубежными экспертами для того, чтобы начать реальную реформу здравоохранения». В интервью, показанному по Evronews, Ольга Богомолец больше говорила о том, что ей, как врачу, лучше рассматривать ситуацию со здравоохранением изнутри общества, чем снаружи с поста министра, но по смыслу близко. Кстати, в итоге она заняла пост вице-премьера по вопросам гуманитарной политики.
Дальше наши герои поговорили о том, что единственный вменяемый украинский политик на сегодня - это миллиардер Пётр Порошенко, но отнесём это мнение на счёт личных симпатий двух европейцев...
Мне, например, интересно, откуда у журналистов вообще появилась эта запись. Вот и Паэт не знает. Он пояснил, что разговор с Эштон состоялся на прошлой неделе непосредственно после возвращения главы МИДа из Украины в Эстонию. Министр сказал, что телефон, с которого был сделан подслушанный звонок, был у него с собой в Киеве. Телефон зазвонил в кармане министра во время пресс-конференции. Глава эстонского МИДа пользуется iPhone 4 (не на правах рекламы). Да и вообще ещё неизвестно, кого прослушивали - его или представителя ЕС, с этим эстонские спецслужбы как раз и разбираются.
А кого бы ни было. Даже если подслушивала Россия (не перевелись, значит, Штирлицы). Произнесённое в разговоре перевешивает все «прилично - не прилично». Если действительно киевские снайперы работали по заказу одного из лидеров Майдана, это сразу ставит всё новое украинское правительство вне легитимности. Пусть попробуют доказать, что остальные не были в курсе провокации. Помните, насколько высоки были ставки в той игре - свержение президента. И десяток-другой жизней... что перевесило?
Есть, конечно, сомнения. Работа снайпера по заказу - дело недешёвое, одна хорошая винтовка стоит приличных денег, да попробуй её достать. Но, если представить, что заварушку финансировали миллиардеры, которым теперь новая власть раздаёт губернаторские посты. Да и Кличко парень не бедный, мог бы вложиться (просто рассуждаю). Или помогли ультра-правые из-за рубежа, они своих в любой точки мира привечают. Правда, с таким же успехом винторезы могли быть взяты и с государственных складов по простой команде сверху... видите, сколько есть вариантов. Одно непонятно, почему ЕС почти не отнекивается, не говорит, что их людей не так поняли из-за плохой связи и трудностей перевода (любимая отмазка в подобных случаях)?
Одновременно мне непонятно, почему, если прослушка на Украине работает в подобных масштабах, почему нам ничего не расскажут о переговорах Януковича с партайгеноссе «Правого сектора» Яроша? Ходит много разговоров о том, что главный наци Украины, которого Россия объявила в международный розыск, выпустил свергнутого президента из Межигорья, где его фактически блокировали. Вот бы узнать, с чего такая милость, за какие такие совместные делишки...
И делать это надо в срочном порядке, дабы помочь Украине избежать национальной катастрофы. Не для того, чтобы лишний раз «опустить» Януковича (куда уж дальше), а чтобы приложить Яроша, показать его истинное лицо. Ибо уже сейчас идёт много разговоров о никчемности новой киевской власти в лице Яценюка, Кличко, Турчинова и пр., у которых в глазах одно бабло (как и у прошлой власти). На этом фоне украинские коричневые будут смотреться принципиальными борцами с московской экспансией, особенно с учётом развивающейся ситуацией на юге и востоке страны. Представляете себе профашистскую Украину? Не дай бог увидеть...
А ещё меня в этой истории поразили эстонцы. Да, они славятся замедленной реакцией, но министр иностранных дел мог бы быть и поживее. А Паэр этот взял и во всём признался - «да, говорили о снайперах» и только через сутки стал удивляться, откуда взялась запись.
Вот интересно, это он по простоте душевной, или вектор Таллинна стал меняться в восточную сторону?..
Леонид Черток