. 80 депутатов, в основном члены КПРФ, выступили против принятия кодекса. Претензии к документу имеются также у Минприроды и у водопользователей, сообщает «КоммерсантЪ».
Водный кодекс регулирует все правоотношения, связанные с водными объектами. Он устанавливает также порядок платы за пользование водными объектами, порядок их использования и охраны. В частности, установлено, что все водные объекты находятся в федеральной собственности, однако пруды и обводненные карьеры могут принадлежать региону, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, причем только вместе с земельным участком. Соответственно, все находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты относятся к объектам общего пользования. То есть граждане вправе бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, отдыха, рыбной ловли, плавания на судах. Центр может передавать полномочия по предоставлению водных объектов в пользование и их охране регионам.
Для забора воды и использования водоема для производства электроэнергии требуется заключение договора на право пользования на срок не более 20 лет. Ставки и порядок расчета платы за использование федеральных водных объектов устанавливаются федеральным правительством, региональных – регионами и муниципальных – муниципалитетами. За забор воды в объеме, превышающем установленный договором, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере платы за пользование водным объектом.
Не требуется заключения договора для осуществления судоходства, разового взлета или посадки воздушных судов, забора лечебных и термальных вод, рыболовства, охоты, полива огородов, купания – всего в кодексе перечислено 17 оснований.
Напомним, что разработка кодекса началась в Минприроды. Затем им занялся МЭРТ, и концепция несколько поменялась. Например, первоначально предполагалось, что одна структура (Федеральное агентство по водным ресурсам – Росводресурс) будет управлять крупными водными системами. Однако в принятой редакции ведомства сами управляют своими объектами. В Росводресурсе комментировать принятый кодекс отказались. Однако источник Ъ в Минприроды заявил, что это агентство, мягко говоря, не испытывает энтузиазма от принятия кодекса. "Одна из целей написания новой редакции была дать воде одного хозяина, причем такого, который учитывал бы интересы всех водопользователей в комплексе. А все равно получается, что количество хозяев у водных ресурсов трудно будет сосчитать, так что о единстве управления водными ресурсами говорить не приходится",– подчеркнули в Минприроды.
Недовольны и водопользователи. Президент компании "Евразийское водное партнерство" (частный оператор двух водоканалов – в Омске и Ростове-на-Дону) Сергей Яшечкин заявил Ъ: "Новый Водный кодекс не решит старых проблем, а добавит новых. Например, сегодня и на водопользование, и на сброс стоков мы обязаны получать лицензию. По новому кодексу лицензию на водопользование заменит договор водопользования, а на сброс стоков мы по-прежнему должны будем получать разрешение. При этом понятно, что оба вида деятельности в нашем случае неразрывно связаны, что одно без другого не бывает. Так что здесь есть некоторая несогласованность". Также водопользователям непонятно, почему срок действия договоров ограничен 20 годами. По словам Сергея Яшечкина, такое ограничение не добавит инвестиционной привлекательности водной отрасли. Новые технологии таковы, что срок амортизации современного канализационного коллектора составляет в среднем 50 лет, а часто доходит и до 80 лет.
Довольны кодексом в ФАС. По мнению начальника управления ФАС Михаила Евраева, в кодексе устанавливаются необходимые антимонопольные требования по отношению к водопользователям и собственникам объектов. Например, акватория (для создания платных пляжей) не может быть целиком передана одному лицу или выставлена на аукцион единым лотом.
По метериалам «КоммерсантЪ»
Фото сайта www.russia-today.ru/