В начале слушаний заместитель председателя Государственной Думы Артур Чилингаров отметил, что "все богатство, которым обладает современная Россия, создано за счет тех ресурсов, которые есть на Крайнем Севере".
Председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко напомнила, что к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены 16 субъектов Российской Федерации и части территорий еще 11 субъектов Федерации общей площадью 11 млн. квадратных километров (почти две трети территории России). На Севере постоянно проживают 10,7 млн. человек (7,5% населения РФ).
Северные регионы играют важнейшую роль в национальной экономике. На Севере формируется значительная доля федеральных доходов, производится более 20% ВВП; 18% электроэнергии, четверть продукции лесной отрасли, более 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота.
"Вся кладовая государства находится на севере России, - сказала председатель Комитета. - Значение Севера неоспоримо и признается безоговорочно, однако деятельность органов исполнительной власти пока не соответствует данному пониманию. С одной стороны, за последние 10 лет принят целый ряд нормативных актов, направленных на обеспечение устойчивого развития северных территорий, с другой – прослеживается формализм и декларативный характер ряда документов, отмечается низкий уровень их исполнения. Кроме того, принимаемые документы зачастую не учитывают специфику Севера".
Более полувека (с 30-х по 80-е годы) Север был одним из главных приоритетов экономической политики государства, которая была "весьма дорогостоящей", но "стратегически верной". За относительно короткий срок на Север были привлечены огромные массы людей. С распадом СССР и переходом к рыночным отношениям миграционная ситуация на Севере сильно изменилась. Наблюдался сильный отток населения, ранее установленные государственные гарантии в условиях инфляции уже не являлись стимулом к труду в экстремальных условиях, и не обеспечивали достойный уровень жизни. В результате с 1989 по 2002 год население российского Севера уменьшилось более чем на 1,4 млн. человек (на 11,6%).
Потери годами накопленных денежных сбережений северян оказались несопоставимы с потерями жителей других регионов. Большинство северян лишились возможности выехать в более благоприятные регионы России за счет собственных средств.
Согласно закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение субсидий за счет средств Федерального бюджета имеют граждане, выезжающие из указанных районов, а также граждане, выехавшие с Севера не ранее 1 января 1992 года со стажем работы на севере (не менее 15 лет), нуждающиеся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и не получавшие субсидий на указанные цели.
По словам Валентины Пивненко, практика применения закона выявила ряд сложностей. Содержащиеся в нем формулировки допускают неоднозначное толкование, а закрепление очередности предоставления субсидий ограничило права наиболее многочисленной категории очередников – пенсионеров. Статьей 2 закона установлено пять очередей: жители закрывающихся населенных пунктов (4 тысячи человек); инвалиды первой и второй групп (64 тысячи человек); пенсионеры – (316 тысяч человек); безработные 3 тысячи человек); работающие граждане (261 тысяча человек). При этом закон не позволяет предоставлять субсидии очередникам, состоящим в последующей очереди до предоставления субсидий всем очередникам предыдущей очереди. "Понятно, что при недостаточных объемах финансирования, которое с 1999 года ежегодно уменьшалось, до пенсионеров очередь просто не доходит", - констатировала Валентина Николаевна. Она считает, что проблему можно решить с помощью пропорционального или долевого распределения средств. По мнению Комитета, целесообразно внести в статью 2 закона поправку, предоставляющую субъектам Федерации право распределять субсидии по всем имеющимся в регионе категориям очередников с использованием коэффициентов значимости и учетом социально-экономических условий региона. Необходимо также привести ряд норм закона в соответствие с Жилищным кодексом, в котором, в частности, отсутствует такое понятие социальных норм жилья, к которому апеллирует закон.
Говоря о проблеме недостаточного финансового обеспечения реализации закона, Валентина Пивненко сообщила, что в 2005 году впервые за последние годы сумма на жилищные субсидии северянам увеличилась и составила 1 млрд. 12 млн. рублей. Однако по заявкам только северных территорий на переселение граждан требовалось не менее 4 млрд. 677 млн. 400 тысяч рублей. С 1995 года за счет средств федерального бюджета из районов Крайнего Севера переселено около 90 тысяч человек. Между тем, по данным Минрегионразвития, на 1 января 2006 года количество граждан, состоящих на учете на получение жилищных субсидий в соответствии с законом, составляет 649 тысяч человек (240 тысяч семей). В бюджете на 2006 год на мероприятия по реализации закона о жилищных субсидиях северянам предусмотрено 1 млрд. 166 млн. 638 тысяч рублей (41,6% от минимального объема, запланированного паспортом программы "Жилище"). С 2006 по 2010 годы планируется выдать жилищные сертификаты 8,4 тысячи семей. За весь период действия ФЦП "Жилище" (с 2002 по 2010 год) субсидии смогут получить около 15,5 тысяч семей, что составит всего лишь 7% от количества нуждающихся (без вновь поставленных на учет). "При таких объемах финансирования период ожидания субсидий растянется на 100 лет и более", - заметила председатель комитета Госдумы.
Валентина Пивненко указала на факты несвоевременного перечисления бюджетных средств субъектам РФ. По итогам IV квартала 2005 года – I квартала 2006 года средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья в России возросла на 17%. "Средства, которые регионы вовремя не получили, просто обесценились".
Отдельная проблема – ликвидация населенных пунктов, закрываемых по согласованию с Правительством. Их жители по закону отнесены к первой категории получателей субсидий. В 2006 году планируется закрыть из-за нерентабельности ряд поселков в Коми, Бурятии, Якутии и Ненецком автономном округе. Только для закрытия неперспективных поселков в Якутии потребуется 411,2 млн. рублей, что составляет 35,2% от средств, заложенных в федеральном бюджете на переселение северян. По словам Валентины Пивненко, назрела острая необходимость законодательно закрепить гарантии государства по защите прав граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах. Для этого следует принять закон о ликвидируемых населенных пунктах и предусмотреть отдельную строку финансирования в федеральном бюджете. Необходимо государственное планирование ликвидации и распределения средств между бюджетами. "Отсутствие продуманной государственной политики приводит к экстренной эвакуации населения в суровых зимних условиях. Люди вынуждены бросать все и отправляться в неизвестность", - сказала она.
В ходе слушаний была затронута проблема переселения работников организаций угольной промышленности, расположенных на северных территориях и подлежащих ликвидации. По мнению Комитета, переселение работников ликвидируемых северных шахт должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделенных на реструктуризацию угольной промышленности. Использование на эти цели средств, предусмотренных законом о субсидиях северянам, Комитет считает невозможным.
Социальная стратегия на Севере, отметила В.Пивненко, должна иметь два направления: содействие миграции в обжитые регионы и сохранение условий для развития человеческого потенциала в северных городах при наиболее экономически эффективных производствах. Миграционная политика на Севере должна решать три задачи – содействовать добровольному переселению нетрудоспособного населения, регулировать внутрирегиональную северную миграцию и предусматривать меры по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.
По материалам пресс-службы Государственной Думы РФ.
Валентина Пивненко, фото сайта www.russia-today.ru/