Закон должен вступить в силу в самое ближайшее время. Примеру Норвегии вскоре готовы последовать некоторые страны ЕС, в первую очередь, Испания.
Для российских траулеров, за кормой которых развеваются невиданные в северных широтах флаги Грузии, Ганы, Доминиканской Республики и Того, Норвегия уже давно стала «вторым домом». Одни суда причаливают сюда на ремонт, другие – для загрузки топливом и продуктами, третьи – для смены экипажа. Такая практика существует потому, что в России эти услуги стоят гораздо дороже, а также сопровождаются массой бюрократических проволочек.
Министр рыбного хозяйства Норвегии Хельга Педерсен объездила зимой многие европейские страны, куда продается нелегальная селедка и треска из Баренцева моря, и встретила позитивный отклик властей. Например, с Испанией уже заключено специальное соглашение об отказе в приеме браконьеров. Власти ряда других стран обещали ужесточить контроль за проверкой сгружаемых уловов, особенно, если речь идет о судах из «черного списка» Норвегии.
Каждый год браконьеры, в основном это траулеры с российскими экипажами, нелегально вылавливают в Баренцевом море, по данным норвежцев, более 100 тысяч тонн рыбы. Стоимость ее составляет несколько миллиардов долларов. Проверка установила, что россияне являются пешками в большой мафиозной игре. Всем заправляют предприниматели из той же Европы. После того, как в норвежских портах был ужесточен контроль за сдаваемой рыбой, браконьеры стали перегружать улов в международных водах на транспортные суда, ходившие под флагами «удобных» государств. Транспортники развозили рыбу по всему миру, и покупатели не слишком заботились о легальности ее происхождения.
В октябре 2004 года Россия и Норвегия заключили соглашение о запрете своим траулерам перегружать уловы на «пиратские» транспортники. Ответным шагом международной мафии стала срочная перерегистрация рыболовецких судов. Из почти 200 траулеров под российскими триколорами, работавших в Баренцевом море, большая часть «сбежала» под юрисдикцию других государств.
И вот совсем недавно власти Норвегии приняли программу, уже получившую в народе прозвище «Летучий голландец». Транспортные суда и траулеры, причастные к браконьерству, стали заноситься в «черный список» директората рыбного хозяйства Норвегии. С этого года за всеми судами, ведущими промысел в Баренцевом море, было организовано спутниковое слежение, ужесточен контроль вертолетами и кораблями береговой охраны. Регулярно обновляемый список браконьеров появляется на сайте директората и рассылается властям европейских государств.