Назначения: на «убойную должность» в правительство области возвращаются кадры из команды экс-губернатора Ефремова
Новое – хорошо забытое старое, что очередной раз подтвердили назначения в областном правительстве, с которыми, хоть в некоторых случаях и со «скрипом», согласились депутаты облсобрания.
Так, в должности зам главы по строительству, топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству был согласован Владимир Котлов, в должности зама по управлению природными ресурсами и экологии – Александр Давитиашвили.
Губернатор Николай Киселёв охарактеризовал Котлова как специалиста, который «сможет справиться с вверенной ему работой». Впрочем, именно такими словами Киселев охарактеризовывал всех членов своей «команды», которых сегодня уже никто не вспомнит пофамильно.
Киселев напомнил, что Владимир Михайлович является замом главы администрации и 2 года работает директором департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. «За 2 прошедшие года есть существенные изменения в системе подготовки отопительного сезона, отсутствие срывов», - перечислил заслуги Котлова глава обладминистрации. Таким образом, Николай Киселев попросил депутатов утвердить заявленную им кандидатуру.
Напомним также, что Котлов работал в той же должности в команде губернатора Ефремова, но был уволен за плохую организацию работы на объектах строительства Первой городской больницы. Приказ об увольнении был подписан Ефремовым с формулировкой «за ненадлежащее исполнение обязанностей», хотя, по словам очевидцев, присутствовавших на той – памятной – планерке, устные формулировки были значительно критичнее.
Практически все депутаты, выступавшие в пользу кандидатуры (а таковых оказалось подавляющее большинство), начинали свое выступление со слов «Я его знаю». Далее говорилось о том, что ЖКХ сегодня не только в области, но и в целом по России – «самый сложный участок».
По мнению депутата Александра Шашурина, вообще, должность зама по строительству, ТЭК и ЖКХ – самая «убойная должность». В пользу кандидатуры Владимира Котлова высказался профильный его должности комитет облсобрания.
Кандидатура же Александра Давитиашвили вызвала меньше нареканий. Киселёв назвал Александра Шалвовича «известным человеком, который прошёл все ступени, начиная с мастера». Напомним, что фигура Давитиашвили поднялась на политический Олимп области еще при губернаторе Балакшине. Давитиашвили, по словам Киселева, «один из наиболее подготовленных специалистов, которого знают на федеральном уровне, для которого нет неизвестных районов на территории Архангельской области».
Депутат Эрнест Белокоровин назвал Давитиашвили опытным менеджером, у которого есть опыт работы. «Он сможет усилить команду Николая Киселева», - уверен Эрнест Анатольевич. Остальные депутаты были согласны с его мнением.
57 депутатов проголосовали «за» согласование на эту должность Давитиашвили.
Сам Александр Шалвович прокомментировал своё назначение так: «С одной стороны, я доволен, с другой – нужно будет вкалывать очень много. Нужно работать с областным Собранием, и есть много вопросов, которые нужно с ними решить».
Социально значимое: компенсации для сельских педагогов и детский отдых
Депутаты приняли во втором чтении проект областного закона «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках».
«Этот закон ждут наши избиратели-педагоги. Мы восстановили то, что они имели до 1 января 2005 года – это компенсации за электроэнергию, печное отопление. Кто бы что ни говорил, но сегодня других вариантов поддержки сельских педагогов у нас пока нет», – прокомментировал это решение сессии депутат Станислав Вторый.
Вопрос об организации летней оздоровительной кампании в Архангельской области рассматривался на сессии областного Собрания депутатов в рамках правительственного часа. Как сообщил директор областного департамента образования Владимир Мигунов, ежегодно летним отдыхом охватывается порядка 60-70% детей школьного возраста. При этом число детей по области в целом уменьшается: если в 1998 году школьников в области было 217 тысяч, то в 2006 - 127 тысяч. По словам Мигунова, большая часть детей будет отдыхать этим летом в лагерях дневного пребывания при школах. Всего в областной реестр включено 68 летних лагерей, осуществляющих отдых и оздоровление детей. 42 из них находятся за пределами области – в Краснодарском крае, а также в Ростовской, Вологодской, Курской, Калужской областях. Вошли в реестр и профильные лагеря.
Основной объем средств на финансовое обеспечение кампании будет выделен из фонда социального страхования (142,9 млн.рублей; в прошлом году из этого источника было выделено 159,4 млн.). Из областного бюджета выделяется 13 млн. - на три млн. больше, чем в 2005 году. Эти средства пойдут в муниципальные образования: согласно принятому в прошлом году решению облсобрания, заниматься организацией летнего отдыха детей будут не профсоюзы, а муниципалитеты. Сейчас в местные бюджеты поступило около 8,8 млн. рублей. МО выделяют около 9 млн. рублей (без учета затрат на организацию лагерей). Кстати, договора по обеспечению летнего отдыха областной департамент образования и науки заключил только с 20 МО области.
Всего на средства фонда социального страхования планируется приобрести путевок на сумму 62,3 млн. рублей.
В целом, по мнению Мигунова, работа по организации летней оздоровительной кампании идет «в плановом режиме». Однако депутаты высказали ряд критических замечаний. В частности, депутат Борис Высоких отметил, что организацию летних лагерей затрудняет необходимость предоставления огромного количества документации. Депутат Галина Башкардина отметила, что в области уже второй год подряд не идет организация летнего отдыха детей, чьи родители не работают либо официально не трудоустроены. При том, что большая часть таких детей проживают в неблагополучных семьях. Также в адрес департамента был высказан ряд претензий. В частности, по поводу его слабой работы с муниципальными образованиями, вследствие чего не все МО предусмотрели средства на организацию летнего отдыха.
Вице-спикер Елена Вторыгина отметила, что охват детей летним отдыхом постоянно уменьшается: в 2003 году число «охваченных» детей составило 120 тысяч, в 2005 – 92 тысячи, а сейчас отдохнут в лагерях лишь 80 тысяч школьников. А то, что большинство из них будут «отдыхать» на площадках, Вторыгина оценила негативно: «Это не отдых, а подкармливание», - заявила вице-спикер, отметив, что площадки будут работать в основном в июне, а потом дети окажутся предоставленными сами себе. Вторыгина отметила также ряд моментов, не отраженных в докладе руководителя департамента образования: организация отдыха детей-сирот, инвалидов, подростков от 14 до 18 лет, укрепление инфраструктуры лагерей. В целом, по мнению Елены Вторыгиной, область сегодня не готова к организации летнего отдыха. Тем не менее, несмотря на большое количество критических замечаний, доклад Владимира Мигунова был «принят к сведению».
Кость в горле: игорный бизнес пододвинули
Депутаты Архангельского областного Собрания приняли в третьем чтении закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Архангельской области». Отныне законом запрещается размещение объектов игорного бизнеса в целом ряде мест: в жилых помещениях, в помещениях органов государственной власти, в помещениях детских садов, образовательных организаций, а также на территории указанных организаций. Игорный бизнес пододвинули отовсюду, где многолюдно, где официально и культурно. Кроме этого, органам местного самоуправления дано право устанавливать дополнительные ограничения по размещению объектов игорного бизнеса на своей территории.
«Обсуждение закона перешло в политическую плоскость, хотя мое глубокое убеждение, что этот закон нужен независимо от политических взглядов людей. Факт: дети остаются в игровых заведениях на ночь и пропускают школьные занятия. А мы ограничили время пребывания детей в этих местах, – так прокомментировала новый областной закон депутат Галина Башкардина. - Несмотря на его принятие, он все-таки будет дорабатываться. Потому что этот же вопрос в первом чтении рассматривается в Госдуме. Получилось, что мы сработали на опережение. Как член комиссии по делам несовершеннолетних, я могу сказать, что принятие этого закона там, и в органах соцзащиты, ждут с нетерпением».
Законодательные стимулы: для городских предпринимателей и для тех, кто работает в лесу
С подачи депутата областного собрания от фракции «Наша Родина – Архангельская область» Виктора Казаринова внесено изменение в областной закон «О реализации полномочий в сфере регулирования межбюджетных отношений».
Ежегодно областной бюджет собирает с предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, более 400 миллионов рублей. Динамика такова, что эта сумма ежегодно увеличивается на 25 и более процентов.
«Все то, что предприниматели платят по упрощенной системе налогообложения, а это в основном предприятия-производственники, идет в областной бюджет. Нашим законопроектом предлагается часть этих доходов – 30% – направить в муниципальные образования, – сказал Виктор Казаринов. – У муниципалитетов появляется стимул заниматься развитием этого вида бизнеса, создавать условия для эффективной работы малых и средних предприятий на местах».
Поправка к закону была принята депутатами облсобрания в первом чтении
В случае окончательного утверждения предложенных дополнений, уже в следующем году в доходную часть бюджетов МО поступит более 120 миллионов рублей. Депутаты считают, что этой суммы достаточно, чтобы муниципалитеты проявили пристальное внимание к развитию предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения и представляющих, в основном, производственную сферу.
В первом чтении принят областной закон о предоставлении в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций...
И.о. директора областного департамента лесопромышленного комплекса Юрий Трубин сообщил, что законопроект получил положительные отзывы со стороны муниципальных образований, в частности, от Котласа, Коряжмы, Холмогорского района. Также поступил ряд поправок (например, от Вилегодского и Каргопольского районов, от областной прокуратуры), которые будут учтены ко второму чтению. Депутат облсобрания Евгений Ухин подчеркнул, что со стороны комитета сформулирован ряд предложений по законопроекту.
На сессии проект областного закона о предоставлении в пользование участков лесфонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, получил поддержку депутатского корпуса и был принят в первом чтении. «Закон нормальный. Определился распорядитель сельскими лесами, чтоб не сделать их очередной кормушкой для псевдосельхозорганизаций», – добавил депутат Ухин. Вступить в силу закон может с июля текущего года.
Законопроект, по словам Трубина, конкретизирует нормы федерального законодательства в части процедурных вопросов по предоставлению в пользование данных категорий лесов. Даются определения лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, их назначение. В частности, в законопроекте говорится, что сельхзозорганизациями являются юридические лица, чей основной вид деятельности – производство или производство и переработка сельхозпродукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей ее суммы. Законом устанавливается порядок принятия администрацией области решений о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное и безвозмездное пользование, условия предоставления их в аренду. Устанавливается также механизм определения размера предоставляемого участка, процедура выставления его на конкурс.
Фракционная солидарность и поправки к областному бюджету
Вопрос о принятии изменений и дополнений взакон о бюджете Архангельской области на 2006 год проходил через сессию областного Собрания в течение трех дней. В первый день сессии изменения и дополнения утвердили в первом чтении. Однако для того, чтобы закон работал, необходимо было утвердить поправки в окончательном чтении. К нему поступило 13 поправок. Компромисса удалось достичь к финалу сессии, когда было подписано паритетное соглашение руководителей фракций с администрацией области. Депутаты, как пояснил председатель бюджетного комитета Алексей Верещагин, использовали новую для себя форму работы – межфракционное соглашение.
Лидер фракции партии «Единая Россия» Станислав Вторый так прокомментировал заключительный аккорд сессии: «Нам удалось достичь компромисса по бюджетному вопросу. Пока руководители фракций не договорились, сессия топталась на месте. Потребовалась новая встреча с руководителями фракций и администрации области. Чтобы не парализовать работу департамента финансов обладминистрации, мы подписали пакетное соглашение с администрацией, потом все это вынесли на обсуждение членов фракций. И только после соблюдения данной процедуры, применяющейся в любом парламенте, мы сумели принять изменения и дополнения к бюджету во втором чтении».
Станислав Вторый оценил это событие как проявление ответственности, недопущение раздрая и подчинение фракционной дисциплине.
«Администрация области взяла на себя обязательство вернуться к рассмотрению вопроса о выделении уже в июне 20 миллионов рублей на медоборудование и 10 миллионов рублей на проектирование больницы в округе Майская горка. С учетом этого обязательства со стороны администрации утром сессия блоком проголосовала за поправки и завершила работу», – сказал председатель комиссии по бюджету, налогам и экономической политике Алексей Верещагин.
«Очень много критики было в адрес мэрии Архангельска, которая в несколько раз меняла перечень мероприятий, которые будет финансировать областной бюджет. Причем на многие мероприятия нет проектно-сметной документации. Областному центру впервые выделили 450 миллионов, и многие депутаты теперь говорят, что это было сделано зря. Мэрия не готова к освоению этих денег. Скорее всего, на следующий год такого подарка городу Архангельску не будет», – заявил депутат Эрнест Белокоровин.
Алексей Герасимов
Фото Николая Гернета