Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» направлен на уточнение понятия экстремистской деятельности путем отнесения к экстремистским общественно опасных деяний, за совершение которых установлена уголовная ответственность, сообщает "Интерфакс".
Согласно документу теперь публичная критика в адрес высших государственных чиновников может быть приравнена к экстремистской деятельности. Вне закона могут оказаться любые публичные выступления, которые побуждают людей к экстремизму или допускают возможность его осуществления. Критики документа считают, что закон направлен против оппозиции и против свободной прессы. Об этом, в частности, заявил один из авторов нынешнего закона о СМИ доктор права Михаил Федотов. Он считает, что поправки к Закону бороться с реальным экстремизмом в России не помогут, они предназначены для борьбы с политическими противниками нынешней власти.
Следующим шагом, по мнению Федотова, будет внесение изменений в Уголовный Кодекс - введение за критику госчиновника уголовной ответственности.
Подписан также закон о применении спецназа за пределами РФ
Против принятия закона выступала оппозиция, отмечавшая, что нововведения слишком похожи на сталинские статьи про врагов народа. Внушительная доля неприятных высказываний в адрес законодательных инициатив последовала и от журналистов, которые опасаются, что все это приведет к полному прекращению всякой критики власти. Союз журналистов страны призвал Совет Федерации и президента не утверждать этот документ.
По сведениям "Эха Москвы", президента Путина призывали не подписывать закон об экстремизме и зарубежные политики, в том числе в рамках саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Однако глава государства давлению не поддался.
8 июля 2006 года закон был принят Госдумой, а 14 июля 2006 года одобрен Советом Федерации. Одновременно члены Совета Федерации выразили недовольство тем, что закон ущемляет свободу слова и право граждан на участие в выборах, и поручили двум комитетам подготовить уточнения к закону и осенью внести их в Госдуму. Как сообщил газете "Коммерсант" источник в Кремле, президент, подписав закон, может согласиться на изменения, не затрагивающие концепции закона. В качестве примера он привел предвыборные дебаты в прямом эфире, на которых прозвучали экстремистские высказывания: "Теоретически тогда претензии можно предъявить телеканалу, и закон ошибочно допускает это". Представитель президента в СФ Александр Котенков тоже подтвердил, что Кремль может согласиться с изменением закона. "Говорю как представитель президента: закон одобрен Госдумой, содержательных замечаний от имени президента его представители не высказывали, - сказал Котенков. - Но у нас всегда были к этому закону технические замечания, и они сохраняются. Если в законе есть неточности или недоработки, это не значит, что его надо останавливать, потому что тогда государственным бездействием наносится больше вреда, чем пользы. Лучше потом подчистим эту статью, другую. Если не примем закон, за это время будет убито еще несколько иностранных студентов, что несопоставимо по тяжести последствий. Закон надо вводить в действие, но продолжать его совершенствование. Промедление недопустимо. Доработка допустима".
Поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности», в частности, устанавливают, какую организацию можно считать экстремистской: «Это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых... судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Закон также дает определение экстремистской деятельности. Под нее попадает работа общественных, религиозных, иных организаций, редакций СМИ, физических лиц «по планированию, организации, подготовке и совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности страны, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, либо публичное оправдание терроризма, а также возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, осуществление массовых беспорядков, публичная клевета в отношении должностных лиц при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, создание и распространение материалов экстремистского содержания, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и сходных с этой атрибутикой символов» и т.д.
В законе говорится, что к экстремистским материалам могут относиться «труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных и иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы".
Президент России Владимир Путин подписал сегодня также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона «О противодействии терроризму», принятый Государственной Думой 5 июля 2006 года и одобренный Советом Федерации 14 июля. Об этом сегодня сообщила пресс-служба главы государства. Федеральный закон направлен на повышение эффективности правового регулирования отношений в области противодействия терроризму и борьбы с ним. Федеральным законом вносится в законодательные акты Российской Федерации комплекс взаимосвязанных изменений, касающихся, в частности, деятельности средств массовой информации на территории, в пределах которой введен режим контртеррористической операции, деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов федеральной службы безопасности, порядка принятия решения о применении за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и специальных подразделений для борьбы с терроризмом, установления уголовной ответственности за различные проявления терроризма, введения института конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемого для финансирования терроризма, как иной меры уголовно-правового характера, возможности заочного осуждения лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, находящихся за пределами территории РФ и (или) уклоняющихся от явки в суд, а также административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции, сообщает newsru.com