Те же институты, что находятся далеко от центра и чьи здания и территории не представляют бизнес-выгоды, возможно, будут переданы на содержание местных властей и, соответственно, их дырявых бюджетов. Ученые уверены, что этот шаг окончательно поставит крест на отечественной науке. Между тем эксперимент уже начинает воплощаться в жизнь. В первую очередь правительство собирается обкатать его на Российской академии медицинских наук.
Законопроект «Об автономных учреждениях» был вынесен на рассмотрение Государственной думы в начале апреля этого года, как раз после большого отчетно-выборного собрания РАН, на котором рассматривались предложения правительства о реформировании академии. Тогда собрание выступило широким фронтом против попыток реорганизации. Кроме того, вызвали ропот академиков и прошедшие поправки в закон об утверждении президента РАН президентом России. После напряженных дебатов академикам показалось, что атака правительства отбита и нападки в адрес РАН завершились. Но вскоре последовал новый удар.
«Правительство настойчиво стремится взять под контроль собственность, находящуюся в распоряжении РАН, - рассказал «Новым Известиям» эксперт комитета по образованию и науке Госдумы Владимир Бабкин. - И использует для этого все средства. На этот раз Минфин сделал ход конем. Напрямую не упоминая научного ведомства, они внесли законопроект, расширяющих права учредителей автономных учреждений. И если учитывать, что РАН является автономным учреждением, то этот закон позволит без труда реформировать и ее. Все делается в большой спешке. При этом ситуация очень походит на ту, что была при утверждении закона «О монетизации льгот». Закон «Об автономных учреждениях» быстренько прошел первое чтение. Сразу было назначено второе. Но только из-за начавшихся каникул рассмотрение перенесли на сентябрь. Депутаты голосуют, фактически не разобравшись во всех тонкостях его статей. И нет никаких сомнений, что уже к началу следующего года законопроект будет принят. Делается это все только с одной целью - чтобы сбросить с бюджета бремя расходов на науку. Мол, пусть ученые финансируют сами себя».
Ранее предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав РАН, не подлежали приватизации. Новый закон и порядок хозяйствования в РАН позволит изменить их статус с последующим акционированием и возможной продажей по рыночной стоимости.
Кроме того, закон дает широкую возможность вводить внешнее управление, засылать в научно-исследовательские институты коммерческих менеджеров-управленцев, призванных, как заявляется, оптимизировать их работу. Они будут диктовать ученым, чем и как они должны заниматься, какие исследования имеют приоритетный характер, а какие нет. При этом роль ученых советов институтов будет сведена к минимуму, и решения ученых будут иметь лишь сугубо рекомендательный характер. По мнению представителей Министерства образования и науки, делается это для того, чтобы окончательно покончить с неумелым хозяйствованием в РАН.
«Злоупотребления, связанные с использованием федерального имущества, имеют в РАН массовый характер, - заявил недавно заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов. - Это выявлено проверками Счетной палаты, Контрольного управления администрации президента России, целого ряда независимых организаций. Для нас важно создать четкий и прозрачный механизм распределения доходов.
В этой связи мы предполагаем создать специализированный фонд, который консолидировал бы поступления от аренды имущества, не используемого в основной деятельности академических организаций. И далее осуществлял конкурсное распределение этих доходов в пользу результативно работающих институтов.
Сегодня РАН является основным бюджетополучателем. По сообщениям Министерства образования и науки, на нее приходится две трети всех затрат на фундаментальные исследования и приблизительно треть общих расходов на науку.
«Но деньги расходуются недостаточно эффективно, - продолжает Дмитрий Ливанов. - Количество НИИ выросло с 300 в 1991 году до 450 сегодня. Это означает существенный рост административных расходов, потому что в каждой организации есть дирекция, отдел кадров, бухгалтерия и т. п. Такой ситуации нет ни в одной стране и ни в одной научной системе мира. Доля расходов только на административный аппарат управления в РАН приближается к 10% от общего бюджета. Это неадекватный объем затрат. Собственно, чтобы исправить это положение, и начат процесс реформирования академического сектора».
«Конечно, ученые бьют тревогу, скандал набирает обороты, - заявил «НИ» заместитель начальника финансово-экономического управления РАН Дмитрий Кадымов. - Но все институты (как РАМН, так и РАН) являются государственной собственностью. А ведают этой собственностью не кто иные, как чиновники. Мы худо-бедно сохранили многие НИИ в тяжелые девяностые годы. И если сейчас чиновники решили распорядиться этой собственностью по-другому, отдать в коммерцию или просто уничтожить, то реально помешать им будет очень трудно. Здания и лаборатории эти - государственные, и государство вольно распоряжаться ими, как хочет. Печально, что хочет оно иметь не науку, а много разных казино».
Однако если во время реформирования академий ученые и впредь будут продолжать бороться за нужды отечественной науки, им будет дан серьезный ответ. Министерство уже строго грозит вольнодумцам. «Если мы увидим, что эволюционный сценарий буксует, что принятые решения не реализуются, мы будем предлагать более радикальные варианты реформы», - заявил Дмитрий Ливанов.
По материалам «Новых Известий»