Последний вопль ненависти был обращён к телеоператору Первого канала Володе Кляну. В 68 лет мужик хотел помочь деньгами своим детям растить внуков. Знакомая редактор с Первого отписала, что ему даже уступили очередь на командировку из уважения к сединам и опыту – за войну на телевидение платят более чем прилично, а большие зарплаты телевизионщикам остались в так проклинаемых многими 90-х. ЧЕЛОВЕК ПРОСТО ВЫПОЛНЯЛ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ, почему же он «собака», садист и соучастник преступления?!
Старые члены Демсоюза (так они, по крайней мере, представляются) считают, что «любой честный журналист должен при нынешнем раскладе уйти из профессии» (телекомпания «Дождь» не резиновая, «Новая газета» тоже). Чтобы они в этом понимали… Вот я ушёл (не по своей воле), десятый год снюсь сам себе с камерой на плече. Кстати, не знаю, есть ли у этих обличителей претензии к морально-нравственному портрету журналиста «МК» Александра Минкина. Недавно он в своём блоге написал, как был приглашён в «Гнездо глухаря» (клуб авторской песни, между прочим, там фальши нет места) на вечер памяти Игоря Корнелюка, погибшего журналиста с РТР. И не пошёл туда только потому, что увидел в списке приглашённых фамилию депутата Госдумы от ЕР Сергея Железняка, известного пустослова и нарцисса, обожающего видеть себя на экране телевизора. По этому поводу автор ироничных писем к президенту написал и опубликовал в интернете и на страницах популярной газеты мотивированный отказ. При этом искренне сожалел, что не сможет почтить память безвременно ушедшего коллеги. Поражаюсь, что такие вещи приходиться разжёвывать солидным взрослым людям с высшим образованием.
Есть такая профессия – снимать жизнь. Причём делаешь ты это с той стороны, которая тебя пригласила на съёмки, поэтому взгляд твой на событие подвергается соответствующей корректировки. А работа адвоката, защищающего серийного маньяка? Или работа сантехника, чинящего прохудившийся унитаз там, откуда пришёл вызов? Для меня это вещи одного порядка. Потому что ПРОФЕССИОНАЛ.
И ещё вспоминаю, как в конце лета 96-го года сидел в самолёте в аэропорту «Чкаловское» (Подмосковье) в ожидание отлёта на съёмки Хасавюртовского соглашения. За день съемок обещали платить даже больше принятого, 700 долл/сутки (это «суточными» называлось), более чем приличные деньги по тем временам… да и по этим тоже. Платили, кстати, по делу, за риск – во время процесса подписания было похищено трое журналистов, которых потом выкупал Березовский.
Увы, в то время я работал телеоператором на программе «Времечко». Какое название, такое и отношение – в самолёт с прессой нас запустили одними из последних. Зато первыми высадили, когда понадобились места для только что прибывшей в Москву итальянской съёмочной группы. Ну, а полетел бы, поснимал… как меня потом обозвали? К тому соглашению отношение в обществе было далеко неоднозначным, наверное, многие это помнят.
Поэтому я со спокойной совестью поднимаю рюмку в память погибших коллег. И напрочь отвергаю навязанное оппонентами сравнение – «а разве в войне немцев с русскими была какая-то правда посередине?». И что за дурацкая манера путать хрен с пальцем?! То, что сегодня происходит на Украине, можно назвать одним словом – бардак. Тут и карикатура, и трагедия, и фарс… всего понемногу.
Как, например, можно расценивать обещание нового министра обороны Украины устроить «парад победы» в Севастополе, кому грозит этот пигмей (не в физическом, в политическом плане)? Или инициатива нашей Госдумы создать игровые зоны в Сочи и в Крыму. То есть, депутаты расписались в собственной болтологии, без использования человеческих пороков экономику курортов не поднять, что старых, что новых. Я с переживанием смотрю кадры разбомблённых Славянска и Краматорска. Но одновременно поражаюсь – при всём трагизме ситуации митинг в поддержку сил самообороны в миллионном Донецке собрал всего три тысячи человек, сами устроители жалуются, что молодёжь интересуется исключительно пивом и мороженым. Что-то здесь точно не то…
Я с пониманием отношусь к призывам по местному архангельскому радио помочь украинским беженцам всем миром – деньгами, продуктами, лекарствами, вещами. И одновременно матерюсь, когда мне сообщают – с бесплатными лекарствами для льготников полная непонятка, полтора месяца не было и, говорят, осенью опять не будет. Причём сам медработники, не скрывая горькой иронии, говорят – «зато крымнаш». Вы мне выдайте, что положено, а потом я решу, как эти распорядиться. САМ решу!
Если уж заговорили об экономике. Лично я совсем не считаю, что ассоциативное вступление Украины в ЕС нанесёт ей такой смертельный удар, как это расписывают в программах у Владимира Соловьёва, что неизбежное охлаждение отношений с Россией нанесёт ей смертельный удар. Да, когда-то мы были связаны одной пуповиной, той самой пресловутой советской децентрализацией, когда кузова машины делались в одной республике, моторы в другой, а полная сборка в третьей. Помните армянские уродцы ЕрАзы, редко доезжавшие с конвейера завода до проходной, речь именно о такой псевдоинтеграции. Но время-то идёт, Украина сегодня не так зависима от России и стран СНГ в целом, как, например, в конце 1990-х гг. В 1996г. в страны постсоветского пространства она экспортировала в 2,2 раза больше товаров, чем в ЕС, в 2013г. - всего на 32% больше.
Да, с Грузией и Молдавией совсем другая история – квоты на поставку сельхозпродукции, европейские ГОСТы, стандарты качества и тд. Скорее всего, эти республики ожидает невесёлая судьбы бедных европейских родственников – Румынии и Болгарии, может, ещё похуже. Но я помню румынских пограничников, клянчащих у проходящих поездов «карамелька». Или болгарских официантов, мечтающих о зарплате в 200 долларов. Знакомая из Кишинёва пишет – на их рынках килограмм помидор стоит столько, сколько в Архангельске килограмм сёмги (скорее всего, это гипербола, но всё-таки), а я помню их там по 8 коп. Короче, будут жить на подачки от Большого брата… а разве при СССР было по-другому?
Но с Украиной другая история, промышленность там была дай боже. Её-то и будут скупать европейские инвесторы, переформатировать, доводить до ума, делать эффективной. Пример тому судьба чешской «Шкоды», которую купил «Фольксваген». В то время как у нас даже на знаменитый ГАЗ махнули рукой, восстановлению и модернизации не подлежит. Я, например, до сих пор удивляюсь, как украинский олигарх Порошенко смог так подняться на шоколадных конфетах, аж до президента. С юго-восточными «металлургами» всё понятно, наша схема, но этот…
А самое противное то, что именно из-за этого пресловутого ассоциативного членства на Украине разгорелось то, что теперь, хрен знает, когда потухнет. Мы себе свой «особый путь» сами выбрали (раз живём здесь и не уезжаем), так почему мешали сделать такой же выбор другим?
Недавно прочитал в интернете очерки одной очень умной и ироничной женщины с юго-востока, выступающей на стороне ДНР (так судьба сложилась). Не могу отказать себе в удовольствие процитировать: - Беженцы. Раненые. Придурки с трех сторон. ДНР - толпа энтузиастов абсолютно не организованных и не желающих ничего слышать (по аналогии с октябрьской революцией - пьяная матросня). Национальная гвардия - это петлюровцы. Я "Белую гвардию" Булгакова перечитала - один к одному ситуация. Армию даже не хочу описывать - ушастые, мобилизованные насильно дети, которые не хотят воевать.
Дальше она пишет, что первые недели противостояния Киева и ДНР напоминали ту войну, что описана в «Бравом солдате Швейке», только без крови. Крестьяне с вилами выходили на танки, останавливали… и вели экипажи к себе в хату кормить-поить. Но потом пришли наёмники-профессионалы, пришли с обеих сторон. Тут и началось…
Ещё из неё же про пропаганду: - Там, где нет русских телеканалов, думаю, уже уверены, что Путин завтракает младенцами, вывезенными с Украины. Но это ровно до Днепра. У нас ситуация другая. Рейтинг Путина 300 процентов. Отец народов и все прочее. В интернете народ творит плакаты в фотошопе своими руками, пишет патриотические стихи. Поэзия, конечно, в стиле нашего региона и поэтической ценности не представляет, скорее "у кошки четыре ноги". Но, там столько души!
Ну, вы поняли – верить нельзя ни одной сторон. Впрочем, объяснять те, «кто в танке», обзор ограничивается размерами смотровой щели, дело неблагодарное и бессмысленное. Зачем я это делаю? Работа у меня такая…
Ну, за профессионализм!
Леонид
Черток