Он родился 19 июля 1934 года в Москве. Отец — Ширвиндт Анатолий Густавович (1896—1962). Мать — Ширвиндт Раиса Самойловна (1898—1985). Супруга — Белоусова Наталия Николаевна (1935 г. рожд.), архитектор. Сын — Ширвиндт Михаил Александрович (1958 г. рожд.), актер, режиссер, телеведущий. Внуки: Андрей (1981 г. рожд.), студент юридического факультета РГГУ, Александра (1986 г. рожд.).
У Ширвиндта в театре есть прозвище - Маска. Он всегда производил впечатление человека, никогда не терявшего самообладания, а невозмутимый герой немого кино Бастер Китон был, как говорит актер, его "подражательной мечтой", мог "ничего не выражая, все выразить". Одна из последних его фраз, подхваченная кинематографическим сообществом "я не матерюсь, я разговариваю на языке своей страны".
Schirwindt - это вообще город, до войны самый восточный в Германии, стоявший на границе с Россией. А Александр Ширвиндт в семейных бумагах обнаружил, что его отец был пруссаком и звали его не Анатолий, а Теодор. Но быть Теодоровичем, человеком с немецкими корнями, в те годы было не менее опасно, чем с еврейскими. Молодого Ширвиндта в 1952 году, во времена "дела врачей", пытались с его фамилией выгнать из Щукинского училища. Фамилию ему однажды на время пришлось-таки сменить: в 1956-м Ширвиндта позвали ведущим в программу "Москва с точки зрения...", где он должен был водить гостей по столице, но режиссер сказал, что не возьмет актера с такой фамилией, и Ширвиндт ненадолго стал Ветровым, взяв фамилию друзей, у которых скрывался в дни ареста родственников (его дядя, профессор МГУ, отсидел 17 лет).
Больше всего неприхотливый в еде Ширвиндт ненавидит чеснок. Говорит, в свое время, в эвакуации, его перекормили этим полезным растением. Если где-то пахнет чесноком, он начинает задыхаться, и его партнерши - Людмила Гурченко, Алена Яковлева, Ольга Яковлева, лечась от простуды чесноком, всегда чем-то его "запшикивали". Но получалось еще страшнее - "после того, как пообщаешься с ними или, не дай бог, поцелуешься, сыграть уже ничего нельзя".
Избранное из мастера:
- Счастливыми на земле могут быть только женщины, дети, животные и сумасшедшие. А наш мужской удел - делать перечисленных счастливыми
- Старость - это не когда забываешь, а когда забываешь, где записал, чтобы не забыть.
- Я ору только на тех, кого люблю: чем громче крик, тем сильнее чувство. С людьми, мне безразличными, я тих и интеллигентен.
- Я со всеми на "ты". В этом моя жизненная позиция. На "ты" - значит, приветствую естественность, искренность общения. Это не панибратство, а товарищество...
- Времени, отпущенного на жизнь, оказалось мало... Как - то меня спросили: если бы у меня была возможность после смерти вернуться в виде какого-то человека или вещи, что бы это было? Я ответил: флюгер...