Малазийские следователи (не Пинкертоны, прямо скажем), изучающие загадочное исчезновение пассажирского самолета, считают, что он действительно мог быть угнан. По их мнению, к угону теоретически мог быть причастен один из пилотов, так как эту операцию осилит только «квалифицированный, компетентный» летчик, способный управлять лайнером в течение нескольких часов. К тому же угонщик, если такой имелся в действительности, ухитрился обойти гражданский радар, а это почти высший пилотаж. Пока все официальные лица считают за благо подробно общаться на эту тему с журналистами при гарантии своей анонимности.
Позже эту версию официально подтвердил премьер-министр Малайзии Наджиб Разак на пресс-конференции. Впрочем, он воздержался от употребления слова «угон». По его словам, эксперты пришли к выводу, что связь самолета была отключена специально, и последний сигнал с него поступил через семь с половиной часов после взлета. Как заявила авиакомпания, топлива было достаточно, чтобы находиться в полете еще восемь часов. По мнению властей, лайнер мог направиться в Казахстан или в южную часть Индийского океана.
Премьер-министр так же заявил, что поиск лайнера в Южно-Китайском море завершён, как бесперспективный. «Мы работаем с соответствующими странами, чтобы запросить всю информацию, полезную для поиска, в том числе радиолокационные данные», - добавил он. В данное время в поиске участвуют 14 стран, 43 корабля и 58 самолетов.
Помимо угона самолета, сейчас этот вариант обсуждается больше других, бытуют такие версии, как ошибка пилота, не сориентировавшегося в воздухе, или же его самоубийство с расчётом на получение семьёй страховки («Аэропорта» Артура Хейли начитались?). Родственники пассажиров продолжают надеяться на успешный исход поисковой операции и жалуются на недостаточность информации. «Сейчас всё возможно, - сказала пожилая китаянка. - Мы продолжаем надеяться на хорошие новости, но всё идет не к лучшему». Впрочем, это особенность психологии людей Азии - поверить в кончину близкого человека лишь когда сам увидишь его тело.
Ранее прошло сообщение от источника, знакомого с данными с американских спутников, что Boeing 777, скорее всего, повернул на юг над Индийским океаном, где предположительно у него закончилось топливо, и он упал в море. По мнению специалистов, маловероятно, чтобы лайнер в течение длительного времени мог лететь над воздушным пространством Индии, так как эта страна имеет сильную противовоздушную оборону плюс весьма специфические отношения с соседним Пакистаном. Исходя из этого, появление незнакомого воздушного лайнера не осталось бы незамеченным.
Для справки: авиалайнер Malaysia Airlines совершал рейс из Куала-Лумпура в Пекин и исчез с экранов радаров в ночь на 8 марта. На борту были 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет не подавал никаких сигналов о неполадках на борту или других проблемах. В момент последнего контакта он находился в 220 км от восточного побережья Малайзии. Две трети пассажиров составляли китайцы, однако были также тайваньцы, малайзийцы, индонезийцы, австралийцы, индийцы, четыре француза, три гражданина США, по два новозеландца, украинца и канадца, по одному жителю России, Италии, Нидерландов и Австрии.
А теперь о других странностях. Чем больше времени проходит с момента последнего контакта с самолетом, тем более мистической кажется ситуация с его пропажей. В минувшей неделе в американской прессе была опубликована статья, из которой следует, что пропавший лайнер продолжал оставаться в воздухе около четырёх часов после последнего контакта с ним. Специалисты уверены, что в общей сложности Boeing-777 пролетел, не выходя в эфир, около пяти часов - чуть меньше времени, которое он должен был затратить на полет до Пекина.
По мнению американских официальных лиц, занимающихся противодействием терроризму, данные говорят о том, что пилот или кто-то, находившийся за штурвалом, развернул самолет в неизвестном направлении, перед этим выключив так называемые транспондеры, которые позволяют фиксировать местоположение борта гражданскими радарами.
Дело в том, что на борту Boeing-777, как и на большинстве воздушных судов западных компаний, установлена система ACARS, которая автоматически через спутник передаёт на землю информацию о различных параметрах полета - режиме работы двигателей, высоте, скорости, совершаемых экипажем маневрах и движениях самолета. К тому же лайнер оснащён двумя навороченными турбореактивными двигателями производства Rolls-Royce, и информация об их работе раз в 30 минут поступает не только специалистам авиакомпании на земле, но и в компанию-производителя силовых установок. Фактически осуществляется двойной контроль... и он тоже ничего не дал.
На стандартной заправке авиалайнер мог долететь как до Пекина, так и до западной части Индийского океана, границы Пакистана и до Аравийского моря. А учитывая то, что на борту должен был оставаться ещё и аварийный остаток топлива (объём которого обычно зависит от стратегии авиакомпании и выбранного места назначения), радиус поисков может оказаться ещё больше - вплоть до стран Африканского Рога.
Неопределенность с тем, куда направлялся самолет, и то обстоятельство, что его полет продолжался с выключенными транспондерами, наталкивает американское расследование на мысль, что Боинг мог быть направлен в неизвестном направлении с неочевидными для властей целями.
Сегодня у расследования инцидента популярна версия, что «самолёт увели, чтобы использовать позднее в других целях». Однако смущает то, что при захвате воздушного судна у экипажа есть немало способов сообщить о случившемся, мир учёл уроки 11 сентября 2001 года. Однако этого не произошло, вот людям и мерещится чёрти что.
И какое «чёрти что»? Например, параллельные миры, куда можно попасть именно находясь над океаном (тот самый Бермудский треугольник). Или «летающие тарелки» что-то о них давно не вспоминали.
А что, даже во вполне научных версиях исчезновения авиалайнера полно «белых пятен», и к заявлениям малайских властей также стоит относиться с осторожностью. К примеру, местные военные до сих пор не могут достоверно утверждать, что отметка на радаре, двигавшаяся спустя час после пропажи лайнера на запад, принадлежала именно этому самолету. «Сегодня мы до сих пор не уверены, что это был тот самолет. Вот почему мы продолжаем поиски в двух районах». Не уверены они... вот, что значит жить в относительно спокойной точке мира. Однако факт остается фактом: с отключёнными принудительно или из-за технического отказа транспондерами самолёт мог пролететь незамеченным тысячи километров.
И, всё-таки, криминальная версия привлекает всё большее внимание специалистов. Если коммуникационные системы самолета были отключены умышленно, то сделать это мог только экипаж. Теперь следователям придётся проанализировать огромный массив данных обо всех, кто находился на борту, чтобы выявить лиц с психическими расстройствами, личными и семейными проблемами, или только что переживших сильный стресс. К слову, совсем недавно второй пилот Эфиопский авиалиний ухитрился угнать свой борт и попросить политического убежища в Швейцарии. Надо же, как допекло... люди этой профессии чаще идут законными путями эмиграции. При том, что члены экипажа малазийского Боинга имели хорошие характеристики и большой послужной список.
Конечно, рассматривается и террористическая версия. Но ответственности за угон или уничтожение воздушного судна пока никто на себя не взял. Действующая в регионе исламистская организация «Джамаа Исламия», по оценкам аналитиков, последнее время значительно ослабела и вряд ли способна на крупную акцию. Причастность китайских сепаратистов также вызывает большие сомнения, не их стиль.
Да, чуть не забыл - имеет место путаница со временем (когда вылетели, когда пропали с радаров, когда сообщили о случившемся), что можно списать на местную, мягко говоря, необязательность, а так же историю с украденными (якобы) австрийским и итальянским паспортами, по которым были куплены (якобы) билеты на этот рейс лицами неевропейской внешности. Странно, но иммиграционные службы Малайзии так и не обратились в справочную Интерпола, где хранится информация более чем о 40 млн. потерянных, украденных или поддельных удостоверениях личности, поразительная служебная беспечность. Поэтому появилось подозрение, что это не более чем приманка для скандальной прессы.
Недавно появились данные, что командир борта был (якобы) политическим фанатиком и это, де, многое объясняет. Не объясняет одного - как за штурвал международного авиалайнера допустили потенциального психопата. Моё же мнение таково - любые экзотические версии оправдывают общую малазийскую в серьёзных делах, что вообще характерно для этого региона. А злополучный Боинг с пассажирами покоится где-то на дне океана.
Или летит на инопланетном корабле к далёкой галактике, это уж как кому нравится...
Леонид Черток