21 октября прошло заседание по развитию законодательства КМНС и Дальнего Востока.
Уютный Белый зал Совета Федерации вместил не только нас, участников рабочей группы, но и гостей со всех регионов Арктической зоны нашей страны от Карелии до Магаданской области.
Выступления были краткими и по существу. Удивляться не приходится. Сенатору от ЯНАО Григорию Петровичу Ледкову снова удалось поставить острые вопросы по землеотведению, условиям хозяйственной деятельности оленеводов, рыболовству и охоте как основе сохранения этноса. Ледков разбудил всех нас после монотонных выступлений представителей Коми и министерства Дальнего Востока и Арктики.
Казалось, что " в Багдаде все спокойно". А нет. Оказалось, новый законопроект по правам коренных народов Севера снова где-то застрял. И когда руководитель Госрыболовстства РФ попытался убедить Григория Петровича, что законопроект готов, ямальский сенатор справедливо возмутился. Законопроект, оказывается, и в глаза никто не видел, и это оживило нашу работу окончательно.
Да, времена сейчас непростые не только для вахтовиков-северян, но и местного двухмиллионного населения от Карелии до Камчатки. Но если "пришлые" люди приехали заработать и покинуть Арктику, то местное население здесь " всерьёз и надолго". Разве не так?
Тогда как не согласиться с Главой Мезенского района Архангельской области Валерием Авдеевым, совсем недавно перед моей встречей в Верхней Палате Парламента с горечью сказавший: "Хотим Север сохранить, а выполняем программу переселения самых сильных, лучших, образованных "с Северов".
«С кем останемся?» - справедливо возмущается глава Мезенского района. Сам удивляюсь. И как бывший архангелогородец с 40 летним стажем и как представитель Ненецкого округа в Совете Федерации. Говорим много, а воз и ныне там. Да, уровень жизни повысился, да, кочевые школы работают теперь, да, многие оленеводы и чум-хозяйки стали состоятельными людьми. Да и недропользователи прислушиваются к мнению той же ассоциации «первых наций Ясавэй» из НАО.
Но многое десятилетиями "заговаривается", откладывается, а иногда и просто скрывается. Скажем, как не мог оленевод рыбу ловить, так и остались в силе запреты эти. Мы добились в свое время парламентской квоты в региональных парламентах для КМНС, но, увы, это правильное решение отменили.
Было время, когда ассоциация КМНС перестала безропотно соглашаться на экологический, хозяйственный ущерб со стороны непрошенных визитеров, у которых связи и большие карманы. Сейчас компромисс найден, но, когда мне дали слово, был рад, что смог поддержать Ледкова.
Мы должны активно думать, как не только сохранить, но и приумножить оленеводство, рыболовство, народные промыслы, традиционный образ жизни местного населения. Иначе будет как в восточной мудрости, где sugar, sugar, no sweet in your mouth. («сколько раз не произнёс халва – во рту слаще не станет»).
Владимир Харлов, вице - президент ассоциации СМП, специально для ИА RUSNORD