Статья приурочена к Дню защиты детей
В России всегда любили чего-то улучшать, совершенствовать, реформировать. Сегодня говорят более «модерново» – оптимизировать.
Реформа вещь хорошая – она улучшает положение дел, помогает совершенствовать существующий порядок. Многие обществоведы даже говорят: не будет реформ – будет революция, или те же реформы, но так сказать, «снизу» - пугачевщина.
Власти этих революций совсем не хотят, поэтому и проводят реформы.
В России можно много примеров привести с этими реформами и отношению к ним «низа», или народа. На память приходит наиболее яркий пример – отмена крепостного права в 1861 году императором Александром Вторым (не знаю, права ли была Екатерина Вторая, когда не подписала аналогичный указ еще в 1787 год, возможно, французская революция 1789 году могла бы произойти не во Франции ,а в России).
Сегодня многие положительно оценивают сей факт – дал начало развития капитализма в России. Однако, народ, в лице революционеров-народников, считал совсем по-другому, и под руководством Софьи Перовской (в Петербурге даже была такая улица, названная в ее честь с 1918 года по 1991) бросил бомбу в царя-реформатора. Говорят, из-за того, что плохо, неправильно реформировал.
Вот такой бывает диссонанс между целями реформаторов и отношением к реформам простого народа. Сегодня, соответственно, «оптимизации» и «оптимизируемых».
Пришли мне в голову такие рассуждения после случайной встречи с моим приятелем из поселка Васьково, что в Приморском районе Архангельской области.
Так вот, поведал он такую историю, - жители поселка сегодня ночью не спят, все рассуждают о предстоящей «оптимизации» местной Васьковской школы.
- А в чем суть этой «оптимизации», спросил я?
- А суть - в политике экономии бюджетных средств в форме объединения Васьковской школы и детского садика с Приморской школой из поселка Рикасиха, вернее поглощении ее, т.е. «оптимизации».
- А что беспокоит людей? Школу-то не закрывают, да и садик тоже.
- Не закрывают, - согласился приятель, - но разрушают ее душу…
- Объясни, - попросил я.
Тогда приятель мне рассказал такую историю.
Васьковская школа и детский садик пережили уже не одну «оптимизацию». Первая была лет пять тому назад, тогда посокращали технический персонал – плотников, дворников и т.д. Оставшемуся персоналу добавили по тысяче рублей, но увеличили объём работ в два раза. Сэкономили, так сказать, фонд заработной платы. Люди поворчали, поворчали, но остались работать, а кто-то просто уволился.
Но это только пол беды, те работы, которые проводились собственными силами, в рамках заработной платы теперь не проводились вообще (люди отказывались делать то, к чему их не нанимали, к примеру дворники не хотели ремонтировать прохудившийся пол, или собирать мебель, так они дворники, а не разнорабочие, а разнорабочих не было больше), или отдавались на откуп сторонним организациям, которые просили за свою работу немалые деньги. По сути, эта «оптимизация» обернулась увеличением затрат в разы из кармана муниципалитета, и раздраем в коллективе.
«Хотели, как лучше, а получилась как всегда – ж…».
Но эта первая волна «реформации» пока еще не затронула интересы детей и родителей.
И тут пошла вторая волна, которая вообще не поддается никакой логике, здесь даже любимого принципа экономии бюджетных денег НЕТ.
Люди в деревне, или в поселке привыкли жить своим укладом, привычками выработанными годами, любые изменения воспринимают болезненно, особенно, если они нарушают их стиль жизни, причиняют неудобства.
На протяжении 25 лет ученики первых трех классов Васьковской школы учились отдельно от «большаков» (так здесь, на местном диалекте, называют учеников старших классов) в расположенной рядом школе искусств. Было удобно – большие классные помещения, просторно. Ребятишки все одного «младше-школьного» возраста. После учебы работает продленка и тут же кружки: рисования, глиняной лепки, танцевальный и др. Одно неудобство – на завтрак и обед приходилось идти в помещение основной школы. Но это неудобство, по сути, большое преимущество – идти всего пять минут по лесному пешеходному участку дороги как физкульт минутка перед обедом и завтраком. Ребята были довольны, родители тоже.
Но тут случилась проблема – затянулся летний ремонт с крышей этой школы искусств, не успели вовремя. Строители допустили еще и протечку крыши – занятия проводить было невозможно. Решили перевести всех младшеклассников до Нового года в помещение основной школы, временно.
Что делать – обстоятельства.
Но здесь, в одну «светлую» голову пришла мысль – а не реформировать ли нам здесь, извините, «оптимизировать» работу.
«Оптимизировали». Оставили всех постоянно в основной школе. Результат превзошел все ожидания – посещения кружков среди ребят младших классов свелось к нулю. Никто не отпустит их самостоятельно в поход в школу искусств. Учителя-предметники, которых выпроводили из своих оборудованных в соответствии предмету кабинетов, бегают из класса в класс, готовятся к урокам в столовой. Уровень образования соответственно снизился. Посещения кружков в школе искусств снизилось в разы.
Опять «хотели, как лучше, а получилось как всегда – ж…». Родители, учителя, конечно, против, однако, кто их будет слушать (Перовской никто не позвонил).
Однако. Это все «цветочки».
12 мая 2022 года собрались местные депутаты, которые муниципальные, и создали Постановление за № 354. «О проведении опроса граждан муниципальных объединений «Лисестровское» и «Приморский» по поводу присоединения Васьковской школы и детского садика к Приморской средней школы». Депутаты ребята хорошие, слуги народа, т.е. сами из народа, но здесь не разобрались – с народом не поговорили, не повстречались с «низами», а может не отошли еще от майских праздников (понимаем – причина уважительная). Опрос планируется провести в поселках Васьково и Рикасиха в период с 4 июня по 10 июня 2022 года среди проживающих там и зарегистрированных местных жителей.
Если ближе к делу, заметил мой приятель из Васьково, не будет больше бренда «Васьковская школа», которая прославилась огромным количеством спортивных побед под руководством Лучшего учителя года России 2016 года, которому лично жал руку сам Владимир Владимирович, преподавателя физкультуры Сергея Германовича Рогушина, у которого целый «иконостас» кубков в фойе школы.
Не будет больше гордости у целого отряда золотых и серебряных медалистов, которые на всех просторах России с гордостью говорят: «Я закончил Васьковскую школу!».
Не будут больше ребята–гиревики (занимаются гиревым спортом), которые уже прославились своими победами под руководством тренера Александра Вениаминовича Ширвина, с гордостью говорить: «Мы с Васьковской школы», а противники бежать только при одном упоминании «Васьковская школа идет!».
Третья волна «оптимизации» ударит и по управленческому персоналу школы – пойдут сокращения, понижения заработной платы и это в непростых социально – политических условиях, когда Президент, Председатель правительства и губернатор Архангельской области борются за снижение социальной напряженности.
Здесь я спросил у моего приятеля: «Основной смысл этой реформы в экономии денег, это так?».
- Да так. Уменьшение расходов бюджета за счет заработной платы, - ответил он.
- А как же будет проходить управление сложным механизмом воспитания и обучения детей, ведь здесь важен момент постоянного присутствия и оперативного реагирования на все протекающие процессы? Между школами расстояние больше 40 километров. Да и сама Васьковская школа и садик – не маленькие, списочный состав ребят составляет больше 200 человек, не сравнить с маленькими школами на побережье, где учатся всего по 20-30 человек.
- По телефону.
- А исполнение функциональных обязанностей?
- Возложат на управленцев с Приморской школы за ту же заработную плату.
- Наверное много сэкономят для бюджета района?
- Если бы реально хотели сэкономить, поучаствовали бы в конкурсе на получение федеральных деньги на ремонт школ. В этом году было выделено 1 млрд. 800 млн. на область. В список вошли 26 школ, но ни одна из школ Приморского района не попала в список получающих эти деньги.
Кроме этого, есть и еще один существенный момент, поведал мне мой старый знакомый из поселка Васьково, по мнению Ирины Канторович, кандидата исторических наук (она детально проанализировала систему «оптимизаций» в бюджетной сфере), - термин «оптимизация» отсутствует в государственных документах, его как бы нет. Зато есть установленный 12 лет назад порядок трат бюджетных средств, поражающий воображение каждого здравомыслящего человека. Государство ежегодно выделяет каждому бюджетному учреждению деньги. Раньше, если в конце года часть денег оставалась, учреждение возвращало их обратно в казну. В 2010 году был принят федеральный закон, по которому учреждение оставляет сэкономленные деньги себе. Данный закон спровоцировали руководителей бюджетных учреждений всех уровней на принятие управленческих решений, направленных на тотальную экономии бюджетных средств и прежде всего это заработная плата работников.
Ликвидировав Единую тарифную сетку (ЕТС), центральная власть уполномочила устанавливать базовые должностные оклады регионы. Вряд ли при этом предполагалось, что в отдельных регионах базовые оклады будут ниже МРОТ. На практике это так. Оклад работника не может быть ниже базового должностного. Как видите, это выполнить совсем не трудно. Конкретные же размеры окладов и зарплат сегодня по закону в каждом учреждении назначает сам трудовой коллектив: они определяются коллективными договорами согласно 144 статье ТК и согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 с изменениями и дополнениями. Это подтвердил во время июньской прямой линии 2017 года и президент, ответивший на вопрос учительницы о ее крайне низкой зарплате: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу...» На практике же зарплаты назначает не коллектив, а работодатель, то есть этот закон работает в извращенном, прямо противоположном задуманному, виде. Поскольку априори работодатель и работник поставлен в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами - чем меньше получат работники, тем больше перейдет денег в стимулирующий (премиальный) фонд - работодатель подводит под увольнение каждого работника, посмевшего заговорить о повышении зарплаты.
Сейчас часто работодатель устанавливает работнику меньшую часть зарплаты в виде оклада и большую часть зарплаты в виде негарантированной премии. Это законно. При этом по Определению Верховного суда от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22: «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». Так что работодатель может вообще не платить стимулирующие работнику. То есть любой обычный работник, не «приближенный» к руководителю, может рассчитывать только на оклад, даже через суд никто ему стимулирующие не заплатит…
Неплохие цифры средней зарплаты получаются из-за того, что Новая система оплаты труда позволяет (через стимулирующие выплаты) назначать работникам одной должности и одной нагрузки зарплату с разницей в разы. Об этом, например, высказалась бывший министр образования О.Ю.Васильева: "Руководство общеобразовательных учреждений, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".
Существует опасение, что в руках Комитетов и Департаментов имеется еще одно трудно доказуемое средство «экономии»: с ними «делятся» директора бюджетных учреждений. Поскольку по закону сейчас можно уволить любого директора без объяснения причин (п.2, ст. 278 ТК), директор полностью зависим от учредителя (региональных Департаментов, Комитетов и т.п.). На все руководящие посты назначаются «свои» сотрудники: те, кто будет «делиться» с органом-учредителем, который гарантирует их «непотопляемость», директора, которые не вписываются в эту модель будут без всякого сомнения «оптимизированы».
Люди перестали верить властям, занимающимся «оптимизацией», увидели ложь их уверений в том, что «оптимизация» проводится в интересах граждан.
Вот он глубинный смысл «оптимизации» ….
- Если говорить по Васьковской школе, отметил мой приятель, средняя зарплата учителя составила 65 000 рублей за 2021 год, у административного персонала в разы меньше (данные взяты из открытых источников). Но если вы спросите у учителей – кто получает такие деньги? Получите ответ от большинства преподаватели – только не я.
— Вот как, но будет же опрос среди местного населения – кто за «оптимизацию», кто против? - спросил я.
- Хорошо, если прислушаются к мнению народа (Перовской никто звонить не будет).
- А если нет?
— Значит опять вспомним Черномырдина «Хотели, как лучше, а получили как всегда – ж…».
Послушал я своего приятеля и подумал - ну почему у нас все так получается, разве нельзя по-другому, по уму?
Конечно можно.
Возьмем недавний пример – после начала «спецоперации» многие испугались финансовой и товарной неурядицы, что начнется в России, «элита» вообще «поперла» из страны. Но у Правительства уже все было продумано, просчитано до мелочей (правда, лежало на «секретной» полочке).
Были проведены «мероприятия» - четко, быстро и функционально. Положение наладилось.
А если бы оно (Правительство) действовала по принципу – «главное ввязаться в драку, а там видно будет», представляете, что было бы?
Почему не вынести проект «оптимизации» на общественное обсуждение, которое выявило бы плюсы и минусы предстоящих мероприятий, как это делает город Архангельск, область?
Объяснить народу цели, задачи, наконец механизм работы данного проекта?
Здесь мы и распрощались с моим приятелем из Васьково (его имя я не раскрываю – опасаясь преследований), пожелал ему всего хорошего, удачно провести посевную компанию на дачном участке, и уже в вдогонку крикнул – а Перовской все же не звоните, сами разберемся, все будет хорошо!
М. Ложкин, специально для RUSNORD