В Архангельской области продолжается общественная дискуссия по поводу организации на территории региона ЭкоТехноПарков по хранению и переработке мусорных отходов. Как своих, так и транспортируемых из других областей.
Есть два подхода – экономический и экологический… иногда они не противоречат друг другу.
По мнению ряда авторитетных экономистов, мусор может быть конвертирован в деньги без ущерба для экологии, а предприятия по обращению с отходами по вредности мало чем отличаются от других производств, например, лесохимических. Против них-то возражений нет?
Комментирует ситуацию с привлечением сторонних инвестиций известный экономист, доктор наук, профессор САФУ Александр Пластинин:
— Есть такая известная позиция — надо всеми путями привлекать в регион федеральные инвестиции. Иначе больших проектов ни в социальной сфере, ни в экономике не реализовать. Вы согласны с этим? Или у нас всё-таки есть свои внутренние ресурсы?
— С маленькими поправками. Конечно, не всякими путями. Каждый проект преследует определённую цель. Надо ориентироваться на нее. Федеральные инвестиции, естественно, нужны регионам. Но они должны реализовывать федеральные проекты. То есть, проекты федерального значения. У нас же есть очень крупные проекты, которые работают на всю РФ. задача власти, прежде всего, состоит в том, чтобы создать условия, повысить инвестиционный климат, инвестиционную привлекательность региона, провести большую организационную работу.
— Какие, на ваш взгляд, направления в региональной экономике в принципе не поднять без внешних инвесторов?
— Для любого проекта ресурсы не ограничены. Надо понимать, что есть проекты чисто коммерческие, а есть проекты, связанные чисто с инфраструктурой, так же существуют и социальные проекты. Понятно, что для последних нужно привлекать большие деньги. Возьмем проекты, которые сейчас у всех на слуху. Проект «Глубоководный порт» в Архангельске. На него потрачено порядка 120 миллиардов рублей н первом этапе. Или Павловское горно-рудное месторождение, где можно добывать свинец, цинк и серебро. Это от полмиллиарда до полутора миллиардов евро. Его реализует компания, которая пришла в Архангельскую область и реализует ее интересы. Но есть же и более современные формы финансирования. Например, государственное частное партнерство, когда государство и частный бизнес сливают свои усилия.
— Привлекая больших внешних инвесторов мы не ущемляем возможности своего бизнеса, своих предприятий? Должны ли мы их обязывать к социальным постройкам?
— По принципам рыночной экономики — каждый свободен. Это вопрос больше моральных отношений. Многие крупные предприятия, например Илим или АЦБК, берут на себя социальные обязательства и их выполняют.
В нормальной рыночной экономике находится место как крупным корпорациям, так и мелким компаниям. Поэтому привлекая извне помощь, мы не обделяем и не обижаем наших предпринимателей.