Хватит гулять, надо жить по средствам! Это сам Путин сказал. Сегодня по телевизору рассказывал про корпоративы своей юности. Скидывались офицеры КГБ по чирику (10 руб.) и гуляли, насколько совесть позволяла и жёны. «Даже рюмку выпивали», - это его честное признание. Но, чтобы на государственные, ни-ни. Тем более приглашать артистов за миллионы. Деньги у страны есть, даже миллиарды, но нужны они на санавиацию (из обращения к Федеральному собранию).
Но экономия касается не только коллективных пьянок (будем называть вещи своими русскими именами). Это же касается и зарплат да премий. Если, конечно, ты госслужащий. С бизнесменов спрос другой – заплати налоги и хоть Бентли покупай. Тем более, если ты трудишься не в нефтяной госкорпорации, где всё измеряется в долларах, а в копеечной «Почте России».
Мне довелось посмотреть на работу почты изнутри. После 9 класса отправили проходить «трудовой семестр» в почтовое отделение, что находилось в престижном доме на Углу Ленинского проспекта и площади Гагарина (Москва). Я там маленькую карьеру сделал: так как неплохо печатал на машинке, сел за аппарат телеграммы набивать. Но лето… июнь… душно… скучно. Поэтому быстро запросился на волю - телеграммы разносить. Мне пару раз даже чаевые совали всякие старорежимные дядечки. Копеек по 20. В первый раз отказался, так моя напарница (родная внучка крупного космического начальника, между прочим) покрутила пальцем у виска. Второй раз взял. Добавили 10 копеек и купили пачку «Явы». Вот цены были!
Так вот, о ценах. Бедно жили почты даже по меркам середины 70-х. Всё там стоило сущие копейки. Соответственно, и зарплаты у сотрудников копеечные. Это было видно и по их одежде, и по скромным перекусам, что приносили с собой на службу (в столовую никто не уходил). К чаю – только сушки, никаких конфет. Соответственно, и контингент: корреспонденцию по адресам разносили или школьники-вечерники (ушли из обычной дневной за пятёрочным аттестатом), или пенсионеры на приработке, или, пардон, инвалиды с явными признаками умственного отклонения. Может, так было только в том отделении, но рассказываю, что видел.
Сейчас, конечно, копеек нет. Но и конверты не стали золотыми, и популярность печатных периодических изданий, что распространялись через почту, катастрофически падает под тотальным наступлением интернета. К тому же у государственной почты появились конкуренты-частники, о которых в советское время и помыслить было невозможно - тот же Дьючел (DHL). Короче, впору снимать фильм о недалёком будущем – последнем живом почтальоне в далёкой африканской стране. Впрочем, нечто подобное уже снял в Архангельской области Андрей Кончаловский. Вспомните, как живёт почтальон Алексей Тряпицын. Ни фига не миллионер. И работа у него, скорее, социальная – чтобы полтора жителя вымирающих деревень не чувствовали себя брошенными государством.
И вот на таком отнюдь не жизнеутверждающем фоне директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов получает (выписывает себе) премию в 95 000 000 рублей. А потом наивно хлопает глазами: «Что это все интересуются моими доходами?». Да потому, парняга, что эти доходы ты получаешь из бюджета, то есть, из наших карманов, имеешь все социальные гарантии и ничем не рискуешь. Во всём цивилизованном мире действует принцип – зарплата у госслужащих значительно ниже, чем у их коллег в бизнесе (у тех же врачей), зато разница покрывается внутренним спокойствием, защищённостью от социальных катаклизмов. Многим по их индивидуальному характеру подходит именно такой вариант. А вот наш Страшнов захотел и рыбку съесть, и… как там звучит неэротическая концовка известной поговорки?
Скандал быстро долетел до Кремля. Во-первых, Страшнов явно не входит в когорту неприкасаемых «друзей по спорту». Отсюда следует, что он отличная кандидатура для показательной публичной порки - ещё один акт бесконечного шоу «вот так бескомпромиссно мы боремся с коррупцией в верхах»… если бы этот лошара сам не получил свою премию, её бы стоило ему подкинуть. Во-вторых, наверное, и там поразились такой наглости от начальника-почтовика… добро бы «Роснефтью» заправлял. Впрочем, глашатай Песков был, как обычно, корректен и осторожен в формулировках – «надо разобраться»… «примем к сведению»… «мы тут не карающий меч».
Зато Генпрокуратура сразу оживилась и направила материалы проверки для возбуждения уголовного дела по статье «Злоупотребление должностными полномочиями», что косвенно говорит о согласовании дальнейших процедур. Однако и Дмитрий Страшнов встал в глухую информационную защиту, заявив, что не собирается отказываться от премии – это, де, был бы «опасный прецедент». Вот такие нынче времена. Герои известного фильма отказывались всей бригадой от незаслуженно выписанной премии, потому что это тоже был опасный прецедент очковтирательства, прикрытого интересами рабочего коллектива. У нас же отказаться опасно. Чем? Что больше не выпишут? Не понимаю…
Впрочем, родное страшновское ведомство так прикрывает своего босса – он получил 8 % от прибыли «Почты России» в 2014 году размером в 1.2 миллиарда рублей. Откуда такие огромные деньжищи?! Хотя…. Страна у нас огромная, мест и местечек, ещё не охваченных интернетом, не счесть. А ещё где-то читал, что «Почта Россия» добилась права торговать сигаретами, пусть это и не в современном тренде.
Стоп, не всё так шоколадно. «…проверка показала, что размер прибыли предприятия за 2014 год образовался за счет целевого финансирования деятельности из федерального бюджета в сумме 5,4 млрд рублей, что позволило перекрыть убытки "Почты" в размере свыше 4 млрд рублей». То есть, Страшнов положил себе в карман чисто бюджетные деньги, подкинутые его организации государством на бедность.
Вообще эта тема про человеческую порядочность. Средняя зарплата сотрудника «Почты России», по открытым данным, равна 20 000 рублей в месяц. Я ещё понимаю, когда в Газпроме премии топ-менеджмента составляют сотни тысяч долларов, там и рядовые сотрудники на работу не на «Жигулях» ездят. Но когда твои сотрудники последний хрен без соли доедают, а ты миллионы по карманам рассовываешь… действительно опасный прецедент. За ним может и революция последовать.
Может, Страшнов (наградил же бог фамилией) незаменимый специалист, способный вывести отрасль на новый уровень (раньше он рулил Tele2, так себе оператор)? Ничего подобного. Наоборот, издатели его называют «могильщиком печатных СМИ России». «…из-за роста стоимости почтовых услуг по доставке на 25-50% (по другим данным, в зависимости от региона на 50 — 250%) россияне могут остаться без доступа к печатной информации. Ведь тогда обычные газеты серьезно подорожают, а издавать их будет невыгодно». Издатели и редакторы обращались с этим к президенту, но он как-то вяло отреагировал. Наверное, к очередному посланию готовился.
И не только это. Именно при Страшнове вся «Почта России» стала работать из рук вон. Корреспонденция теряется, на свалках находят пачки неразнесённых по адресатам газет, посетители почт жалуются, что при погрузке сотрудники буквально кидаются посылками и бандеролями. То есть, дисциплина пошла в разнос, в чём всегда есть вина начальника – помните, откуда рыба начинает гнить?
Впрочем, я не удивлюсь, если выяснится, что это чудо поставили специально, чтобы развалить отрасль и передать её в частные руки. Тогда, прокуратура – ФАС!
Леонид Черток