обществом и СМИ Александр Щипков, комментируя на телеканале «Спас» обсуждавшийся на конференции в Сретенском монастыре и на Архиерейском соборе вопрос о признании останков царской семьи, заявил, что важность этого обсуждения еще только предстоит оценить.
Александр Щипков отметил, что дискуссия вокруг екатеринбургских останков чрезвычайно важна, поскольку Церковь прославила семью Николая II в лике святых. «Отношение к этой фигуре серьезное, трепетное. Подлинность или неподлинность останков – предмет очень важный, так как речь идет о мощах», — подчеркнул А. Щипков.
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил о ситуации, сложившейся вокруг екатеринбургских останков в конце 90-х гг. «Если вспомнить политическую ситуацию 1998 года, то Б.Н. Ельцин выступал за скорейшее признание и захоронение останков, это была его политическая воля, тогда как Церковь продемонстрировала свою отстраненность: Святейший Патриарх Алексий II не присутствовал при захоронении», — сказал Александр Щипков. Он высказал мнение, что первым президентом России двигало носившее политизированный характер чувство вины за разрушение Ипатьевского дома, которое он пытался преодолеть волевым усилием.
«В церковной же среде нет, и не может быть, чувства вины по отношению к этому событию, так как не Церковь расстреливала императора, она сама была жертвой. Во время конференции в Сретенском монастыре, которую символично возглавлял Святейший Патриарх Кирилл, в течение девяти часов рассматривались мельчайшие детали, с целью воссоздать историю этих событий. Интонация обсуждения была очень спокойная, мудрая, без оценок и обвинений. Мы не просто реконструировали русскую историю, мы воссоздавали самих себя в русской истории», — подчеркнул первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
«В этот день роковые события 17 июля 1918 года Церковь окончательно перевела из политической плоскости в плоскость национального самосознания. Это событие было освобождено от той нервозной политической составляющей, которой она была насыщена при Ельцине, и перешло в разряд национальных символов. В этот день, 27 ноября 2017 года Ганина яма и Ипатьевский дом стали частью нашей идентичности, нашего самосознания, такими же, как Бородино, Мамаев курган, Херсонес», — заключил А. Щипков.
(по материалам Архангельской епархии)