Плохи нынче дела мира, потому что все
говорят истины "великие", однако не соответствующие действительности.
Сладкие слова и великие истины имеют цену тогда, когда исходят из
правдивых уст. Они находят почву только в людях, имеющих доброе
произволение и чистый ум.
- Геронда, искренность бывает мирская и духовная?
- Да, конечно. В мирской искренности присутствует нерассудительность.
- Это когда человек говорит и к месту, и нет?
- Не только это. Истина есть истина, но если ты скажешь истину без
рассуждения, это уже не истина. Например, то, что у некоего человека не
все в порядке с головой - истина. Но если ты стремишься высказать эту
истину, то пользы это не приносит. Другой говорит: "Для того, чтобы быть
искренним, пойду на площадь и согрешу там перед всем народом". Это не
искренность. Тот, у кого есть многое рассуждение, имеет великодушную
любовь, жертвенность и смирение. Даже горькую истину такой человек
говорит со многой простотой и своей добротой подслащивает ее. В
результате со сладкими словами она приносит больше пользы, подобно тому
как горькие лекарства приносят больше пользы, если их принимать со
сладкими сиропами.
Истина, используемая без рассуждения, может совершить преступление.
Некоторые совершают преступление, действуя во имя истины. Тот, кто имеет
искренность без рассуждения, может сделать двойное зло: сперва себе, а
потом другим. Потому что в такой искренности нет сострадания. Тот, кто
хочет быть по-настоящему искренним, пусть начнет с того, чтобы быть
искренним прежде всего с самим собой, потому что духовная искренность
начинается с этого. Если кто-то неискренен с самим собой, то он обделяет
только себя и издевается только над самим собой. Но, ведя себя
неискренно по отношению к другим, он смертно согрешает, потому что
издевается над другими.
- Геронда, а можно ли быть таким от простоты?
- Какая еще простота! Где ты видела в таком человеке простоту! Если это
ребенок, то у него будет простота. Если это святой, у него будет
простота. Если же так ведет себя взрослый и не умственно отсталый, то
это диавол!
- А что он чувствует?
- Сущий ад. Одно искушение сменяется другим. Искушения без остановки.
- Однако, Геронда, не следует ли вести себя с прямотой?
- Прямота в том виде, как [понимают и] используют ее многие, имеет в
себе дух законнический. Говорят "Я человек прямой, "проповедую на
кровех"" [1], - и выставляют других на посмешище. Но в конце концов
посмешищем становятся они сами.
Источник: http://3rm.info/publications/16348-duxovnaya-iskrennost-otlichaetsya-lyubovyu-starec.html