Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Крестовый образ Русского Севера

Выставка с таким названием открылась накануне Великого Поста в музее «Малые Корелы». Эта по-своему уникальная экспозиция раскрывает истоки церковного и народного почитания креста. Крест показан не только как христианская святыня, но и как произведение искусства, выполненное в разнообразных техниках и формах…

Говорят, что найти на дороге нательный крестик и забрать его себе – плохая примета. Мол, придется всю жизнь нести чужой крест. В этом, на первый взгляд, суеверном отношении звучит народное чувство почитания креста как самой близкой православной святыни. «Бог по силе крест налагает» – утверждает русская пословица. Крест сопровождает и освящает жизнь человека от рождения до самой смерти. Может быть, именно поэтому Крест стал центральным, важнейшим символом христианской иконографии и одним из самых распространенных образов в народном искусстве.

В конце февраля в музее «Малые Корелы» открылась уникальная выставка «Крестовый образ Русского Севера». Экспозиция раскрывает истоки церковного и народного почитания креста. Крест показан не только как христианская святыня, но и как произведение искусства, выполненное в разнообразных техниках и формах. Это объемная резьба и меднолитая пластика, иконопись и художественная вышивка. Всего около ста экспонатов. В единую композицию и текст объединены киотные старообрядческие кресты и походные складни, предметы личного благочестия (медные нательные иконки, наперстные кресты и богослужебное облачение), церковная утварь (кадила, кацеи, покровцы, воздухи и икона).

У каждого времени свой Крест

По времени все экспонаты можно отнести к XVII – второй половине XIX вв. Большая часть предметов найдена сотрудниками музея в ходе экспедиций по территории Архангельской области в 1970-1980-е гг. Остальные предметы либо подарены владельцами, либо спасены от коммерческой реставрации - выкуплены в антикварных салонах и лавках.

У каждого времени свой крест… Кресты разнообразны по форме, содержанию и художественному оформлению. На некоторых старообрядческих крестах, помимо традиционного распятия и орудий страстей Христовых, изображены предстоящие святые: Богоматерь и Мария Магдалина, апостол Иоанн Богослов и Лонгин. Киотные кресты представляют собой целые иконостасы с изображением пророков и праздников. Каждый крест – это богословская композиция, целая священная история.

Разнообразие крестов говорит о многом. Во-первых, о месте, где крест был изготовлен. Кресты, отлитые в мастерских Выговской пустыни, были широко распространены в Поморье и на Мезени. Московские, Владимирские и Рязанские кресты - среди верующих единоверческих согласий на Двине и в Каргополье. Сюжеты на крестах могут рассказать о принадлежности владельца к тому или иному старообрядческому согласию, симпатиям к тем или иным святым, а художественное оформление - о статусе семьи. Так, киотные кресты и складни с вставками из скани и цветной эмали ценились значительно дороже. Приобрести их могли только состоятельные крестьяне.

Жемчужиной выставки является собрание старообрядческих крестов конца XVII – XIX вв. Отлитые из медных сплавов, они значительно отличаются от крестов, которые можно найти у официально

православных мирян. Первое отличие - в форме: они восьмиконечные, с прямыми концами, без всяких декоративных излишеств. Нередко ниже пещеры с головой Адама изображена еще одна пещера с кустом внутри. Этот куст символизирует собой Рай, из которого были изгнаны прародители. По преданию, Христос был распят на горе Голгофе, в том самом месте, где погребен Адам. Как в Адаме все согрешили и утратили Рай, так во Христе – новом Адаме - все воскресли и вновь обрели Рай. Символика Рая очень лаконично передана на поморских крестах из Олонецкой губернии: на оборотной стороне, по всей поверхности креста, нанесен растительный орнамент.

На старообрядческих крестах надписей больше, чем на крестах «никонианской» традиции, поскольку гораздо больше и изображений христианского содержания. На крестах старообрядцев – поповцев непременно присутствует образ Святой Троицы: в верхней части креста, над головой распятого Богочеловека Христа, помещены символы еще двух ипостасей Троицы - Бог Саваоф и под Ним голубок в нимбе – евангельский образ Святого Духа, по обе стороны от которого два ангела. Старообрядцы беспоповцы в верхней части креста, над распятием, помещают изображение Спаса Нерукотворного, двух ангелов или Спаса Нерукотворного и херувима над Ним.

Крест – Древо Жизни

Церковь всегда стремилась к унификации, выстраивала каноны, чтобы не было разнообразных толкований. Но когда мы имеем дело с предметами личного благочестия, индивидуальной святыней, христианство дает человеку свободу выбора. К таким предметам относятся нательные образа, крестики, четки. В них с особой силой проявляется и встречается с христианством народная традиция. Представленные на выставке старообрядческие четки-лестовки украшены незамысловатым геометрическим орнаментом со вставками из бусинок. О многом говорит их цвет: красные, яркие лестовки принадлежали девушкам и молодым женщинам, черные – старцам и старицам. Сама же лестовка служила незаменимой помощницей в молитвенном делании. Старообрядцы именуют лестовку «мечом духовным» на изгнание «мысленных супостатов». В отличие от новообрядческих чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует лестницу духовного восхождения с земли на Небо.

Со временем унификация произошла и в личном пространстве. Уже в XIX веке было налажено, по сути дела, промышленное производство почти одинаковых штампованных крестиков, киотных и наперстных крестов. Многочисленные церковные мастерские выпускали унифицированное под годовой богослужебный круг облачение и разнообразную утварь. На священнических ризах, покровцах, воздухах и сосудах мы видим художественное воплощение символики креста как «Древа Жизни». Вся поверхность заполнена растительным узором – изящными цветками и завитками.

Образ Древа Жизни – общий для церковной и народной культуры. Церковь возводит его к древнему преданию о том, как жившая в IV веке св. Елена, отправилась в Палестину и обнаружила там три креста. На них были распяты Иисус и разбойники. Когда Крест Христов приложили к умершему, то произошло чудо воскресения. Христианские богословы уже с VII в. (на Руси с XII) сопоставляли Крест с библейским древом жизни и называли Крест «новым живоносным древом». Один из самых ранних символов Церкви – виноградная лоза, вышит на покровце – плате, которым накрывалась чаша-потир во время Литургии. В народной мифологии и песенной культуре Древо Жизни также символизирует рождение, плодородие и смерть.

У человека два крыла – труд и молитва

Еще одной особенностью выставки стали предметы народного быта и искусства с изображением восьмиконечного креста. Как оберег, крест наносили на зыбку – детскую кроватку-люльку.

Считалось, что тем самым можно уберечь дитя от нечистой силы, сглаза и болезни. Сквозное изображение креста с монограммой «ЦРЬ СЛВЫ IСЪ ХРСЪ СНЪ БЖИ» можно встретить на ловдусе 1890 г. Ловдус служил центральным опозновательным поплавком на рыболовной снасти. Крест на поплавке также носит обережное значение. Крест на предметах, связанных с женским трудом и рукоделием (квашенке, трепалах, набилках от ткацкого станка крест), вероятнее всего, служит благословением, напоминанием о том, что Бог освящает человека даже через самый простой труд. Церковь учить следующему: у человека два крыла – труд и молитва, два весла, которыми нужно грести одновременно. Крест призывал крестьянина быть и молитвенником, и большим тружеником.

Представлены на выставке и знаменитые соловецкие ложки с благословляющим двуперстным (старообрядческим) жестом на ручке. Такая ложка как бы освящала трапезу при каждом взмахе. В наше время очень сложно найти похожую, разве что с «новым», «никонианским» именословным перстосложением. Нередко встречаются ложки и с рыбкой на ручке. В этом нет ничего необычного. Соловки всегда славились рыбными промыслами. В то же время рыбка - древний христианский символ, по времени предшествующий кресту. Рыбы морские – единственные создания, которые как бы сами собой выжили в водах Библейского потопа. Так и человек «…еже во Христа крестихося, во Христа облекохося» в мире не пропадет. «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек… Многомилостиве» - поется к покаянном каноне.

Кроме того, на чашечке соловецкой ложки часто изображали маленькую чайку. Нередко можно встретить ложечки с вырезанным на кончике ручки силуэтом чаячьих крыльев. Изображение чаек обусловлено не только тем, что они, облюбовав каменистые берега, стали вечными спутниками соловецких подвижников. Также существует предание о том, что эти птицы помогли монахам удержать оборону во время осады Соловецкого монастыря английской эскадрой в 1855 г. Защищая кладки, чайки атаковали моряков с Неба.

Кресты в поморских селах и на берегу

Стены выставочного зала оформлены фотографиями поклонных и обетных крестов. Это не только художественный прием. Обетные кресты - неотъемлемая часть северного пейзажа, его культурного ландшафта. В Поморье и на Мезени их ставили по обету – обещанию, данному Богу в трудное время. По свидетельству русского писателя, путешественника и этнографа С.В. Максимова, посетившего г. Мезень в 1856 г., в 1718 году до 24 мая стояла жестокая зима, «когда едва не вымерло все живущее в городе». Вскоре в память об этом в разных местах города было поставлено девять обетных крестов. Поклонные кресты заменяли крестьянам часовни, освящали леса, поля и реки.

На одной из фотографий можно увидеть крест, который и сейчас стоит на берегу реки Мезени, там, где начинается дорога на Кимжу. Поводом для его возведения послужили болезни, прежде всего, детские. Крест буквально запеленат отрезами материи и полотенцами, а к его подножию местные жители до сих пор приносят деньги. Подобные дары ради выздоровления можно увидеть и на других сохранившихся мезенских обетных крестах в Азаполье, Кильце, Погорельце, Печище.

На берегах Белого моря можно встретить кресты-маяки. Обычай обставлять свои пути крестами, делая их своего рода лоцманскими знаками, получил широкое распространение у поморов еще в XVI веке. Множество крестов стояло на Новой Земле, по берегам пролива Карские ворота, в Костином шаре, на островах Валькове и Вайгач, в Русской гавани, на Становых островах, в губе Строгановых и Мучной гавани. Кресты у поморов служили в качестве «заявочных знаков». С их помощью владельцы промысловых участков обозначали свою территорию, а артели заявляли свои права на промысел в тех или иных районах Груманта (Шпицбергена) и Матки (Новой Земли).

Особенно важную роль поморские кресты играли в мореходном деле, являясь метками, которыми обозначали характерные места морских и волоковых путей. Каждый Крест, как маяк, был индивидуален и узнаваем: по нему опытный кормчий мог определить свое местонахождение. В отдельных случаях с этой целью ставилось несколько крестов. Кресты являлись своеобразными навигационными приборами. Их перекладины указывали направление север-юг, а лицевая сторона смотрела на запад. Здесь навигация и лоция встречались с духовным укладом поморов. Христос говорил о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Крест маяк показывает еще один путь. Путь ко Христу. Напоминал о том, что каждому в жизни предстоит своя Голгофа. Жизнь помора-промышленника связана с опасными морскими зверобойными и рыбными промыслами. Не случайно поморы говорили: «Кто на море не бывал, тот Бога не маливал». Выйдя на берег живым, помор ставил крест, в непосредственной близости от места спасения или рядом с домом, как благодарность Богу. Так, в Мезенском секторе музея представлена точная копия деревянного креста из деревни Козьмогородская, который был поставлен в 1899 году и стоял на берегу реки Мезень.

«Крестовый образ Русского Севера» - не единственный в этом году выставочный проект музея «Малые Корелы», посвященный духовной культуре нашего края. В выставочном зале Дома коммерческого собрания запланировано открытие выставки, на которой посетители смогут познакомиться с лучшими образцами церковного декоративно-прикладного искусства из собрания нашего музея. Летом на территории ландшафтной экспозиции, в доме А.Ф. Пухова будет воссоздан интерьер кельи-молельни. В ней, согласно сохранившейся легенде, благочестивый хозяин-странноприимец давал приют староверам – скрытникам и бегунам. В келье найдут свое место старинные киотные кресты, лестовки, иконы, реплики душеполезных книг.

Денис Данилов,

научный сотрудник музея «Малые Корелы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, вам нужно купить торт на годик вашему малышу. Над этим вопросом можно долго ломать голову. Но есть компания, которая сможет вам помочь и решить этот вопрос, сделать тор любой сложности. Детали на сайте http://iullia.ru.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (242)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20