Переговоры Владимира Путина и Джорджа Буша в рамках саммита «Группы восьми», который проходит в немецком Хайлигендамме, можно назвать успехом российской стороны. ПРО в Европе, из-за которых Москва и Вашингтон спорили последние несколько месяцев, Россия предложила разместить так, чтобы это устроило обе стороны.
Путин на закрытых переговорах в рамках саммита предложил для системы противоракетной обороны использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане, которая сейчас является главной базой ПВО РФ за границей.
Двухсторонняя встреча президентов прошла в музыкальном салоне отеля «Кемпински». Перед ее началом Буш и Путин были сдержанны: накануне представители американской и российской делегации откровенно говорили, что разговор будет сложным. В первую очередь, политики собирались сверить свои позиции по размещению системы ПРО в Чехии и Польше.
Хотя после прошедших в Хайлигендамме переговоров президенты выглядели не очень довольными, они заверили, что ситуация с ПРО «разрешима». Если страны будут сотрудничать в этой сфере, «тогда проблем не будет», констатировал Путин после встречи.
По словам Буша, у него «с Владимиром» прошел очень конструктивный диалог. «Он выразил свои озабоченности, которые состоят в том, что ПРО не является актом, который бы сделал друг», - косноязычно передал переводчик слова американского лидера.
«Он сделал некоторые интересные предложения, и в результате этого мы решили провести стратегический диалог, в котором будут задействованы представители военных структур, МИД», - заключил президент.
Путин же о своей идее рассказывал более охотно, хвастался. «У нас есть собственные идеи, я их подробно изложил президенту США. Первая - совместно использовать арендуемую нами РЛС в Азербайджане», - сообщил президент России. Он пояснил, что буквально накануне беседовал на эту тему с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и они пришли к выводу, что действующее соглашение позволяет так поступить.
Ныне действующее соглашение об использовании Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял») было ратифицировано в октябре 2002 года. Документ действует до 2012 года, но, скорее всего, будет продлен. Построенная в 1985 году РЛС является одной из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет.
Станция контролирует стратегическое направление: территории Ирана, Турции, Китая, Пакистана, Индии, Ирака, Австралии, большую часть стран Африки и острова Индийского и Атлантического океанов.
По мнению Путина, в таком сотрудничестве есть только плюсы: «Это снимет необходимость размещать наши ударные комплексы в непосредственной близости от европейских границ. И устранит размещение ударных комплексов США в рамках ПРО в космосе, мы надеемся, что эти переговоры не послужат ширмой, чтобы начать односторонние действия, я об этом Джорджу сказал». «Как только любая сторона, в том числе и Иран, проведет испытание своей ракеты с большой дальностью, наши средства разведки - и американские, и российские - сразу это зафиксируют», - выложил главный аргумент Путин.
Технически это также сделать не очень сложно, считает Путин. «Мы можем это сделать в автоматическом режиме, и вся система, которую можно будет создать, будет закрывать не только часть Европы, а всю Европу без исключения. Это также будет исключать возможность падения частей ракет на европейские страны, потому что они все будут падать в море или в океан. Это снимет необходимость, позволит не менять нашу позицию по ненацеливанию своих ракет, а наоборот, создаст условия для совместной работы. Но эта работа должна быть многоплановой, с подключением заинтересованных стран в Европе», - рассказал президент после встречи.
Буш и Путин, если следовать признаниям обоих, договорились, что российские и американские специалисты как можно быстрее приступят к разработке новой идеи. По словам президента России, «с первого испытания до постановки на боевое дежурство таких ракет потребуется минимум 3-5 лет». А значит, этого времени достаточно, чтобы разместить и развернуть любую систему ПРО. «Поэтому, как бы долго ни продолжались наши переговоры, мы не опоздаем. Главное, чтобы эти переговоры были основательными и учитывали взаимный интерес в области безопасности», - успокоил Путин.
С точки зрения пропагандистского эффекта переговоры закончились полной победой российской стороны. Мировая пресса не ожидала, что Путин выйдет на сложные переговоры по ПРО со столь конкретным встречным предложением.
В четверг вечером Путину предстоят первые переговоры с французским президентом Николя Саркози, и, возможно, здесь также будет обсуждаться новая идея о решении конфликта по ПРО.
Фото: Reuters