Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Мат, водка и соль земли поморской. О чём снял свой последний фильм Андрей Кончаловский?

Ещё хочу заранее возразить поклонникам моей авторской рубрики КиноЧерток - к написанию данного материала меня подтолкнула отнюдь не зависть к профессиональным достижениям Андрея Сергеевича. Ибо нет ничего более бессмысленного, чем завидовать чужому таланту. Если кто ещё не в курсе - Андрон Михалков-Кончаловский (так он тогда именовался в паспорте и писался в титрах) ещё в начале 60-х был соавтором сценариев у своего тёзки и сокурсника Тарковского на «Ивановом детстве» и «Андрее Рублёве» (в последнем случае снял своё имя из списка создателей в знак несогласия с изменением концепции первоначального варианта). Куда уж выше... Кому можно было бы позавидовать, так это судьбе Андрея Ермаша, сына всесильного председателя Госкино Филиппа Тимофеевича. Одутловатый недоросль-переросток, не имеющий за душой ничего, кроме десятилетки (тот же Кончаловский до ВГИКа учился в консерватории), почти сразу после диплома получил постановку «полного метра» на «Мосфильме». Я отработал на этой «Лунной радуге» одну смену... за девять часов режиссёр-постановщик лишь один раз обратился к артистам - «в камеру не смотрите», остальное за него делал оператор. Ну, чем не сказка про Иванушку-дурачка и щуку-волшебницу? Всё, кроме концовки - что стало с Андреем после смерти папы, не знает даже вездесущая Википедия. Так что завидовать никому никогда не стоит...

Но вернёмся к Кончаловскому. Андрон (так мне привычнее) всегда выделялся тем, что мог удачно (или не очень) экспериментировать в любом жанре, в любой эстетике. Если свой дебютный полнометражный фильм «Первый учитель» он снял в аскетичной, графической манере, сразу заставив говорить о себе, как об «итальянце» в советском кинематографе (имеется в виду период итальянского неореализма), то «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня» были полны цвета, вальяжности и генетического барства их автора.

Но между этими лентами была «История Аси Клячкиной, которая любила-любила, да не вышла замуж». Рабочее название картины «Асино счастье», как бы говорящее, что счастье бывает разное, в том числе и женское, часто одинокое, а не только коллективно-колхозное, как нам старательно объясняли в те годы. Фильм о любви кроткой, нежной и гордой Аси-хромоножки к непутёвому шоферу Степану, которого, вроде, всё устраивало до того момента, пока нескладная подруга не забеременила. Ну и отношение «добрых» сельчан к нарушительнице морали строителей коммунизма.

Фильм сначала почикали ножницы цензора, а потом вообще надолго положили «на полку». Главным гонителем «Аси-хромоножки» стал тогдашний министр сельского хозяйства, углядевший в картине плохо скрытый поклёп на всю коллективизацию страны. Хотя в этом фильме нет ни мата, ни беспробудного пьянства, ни опорожнения в туалеты прямого падения, этого вечного позора заМКАДной России, благополучно дожившего до наших дней.  А есть героиня - хромая святая, так непохожая на шумных и дородных колхозниц, сыгранных Мордюковой, есть горбун-председатель, есть беспалый бригадир, рассказывающий о своей жизни, в том числе о годах, проведённых в ГУЛАГе. Фильм же снят в 1966 году, это был чёткий сигнал, что «хрущёвская оттепель» канула в лету, как разжалованный генсек на персональную дачу. Но, главное, в фильме был народ, озлобившийся от жизни, которую ведёт. Чувство безысходности, духоты, льющееся с экрана, не скрасили ни танки, иногда заезжавшие на колхозное поле, ни военные самолёты, иногда пролетавшие в кадре, что могло создать иллюзию стабильности бытия и защищённости от внешних врагов. Однако не создало, это чиновники быстро просекли, и фильм признали «несвоевременным».

В другом случае закрыли бы и режиссёра, как минимум, отлучили от кино, но только не сына автора гимна. Андрон продолжал экспериментировать со стилями и жанрами до того момента, пока ему стало тесно в границах родного государства. Говорю это не с осуждением, а констатирую, как факт биографии. Тем более что старший сын депутата Верховного совета СССР Сергея Михалкова не эмигрировал на Запад, а, как бы, отправился в длительную творческую командировку с возможностью в любой момент вернуться. Иначе бы его папе пришлось распрощаться с некоторыми важными постами и миллионными тиражами собственных книг, так в то время было положено.

Американский период творчества Кончаловского пропущу, как описанный-переписанный до меня и без меня. В новую Россию Андрон возвращался триумфатором, как единственный из советских, сделавших себе хоть какое-то более-менее узнаваемое имя в Голливуде. Но там он так и не поднялся выше второго, а то и третьего «эшелона» режиссуры, продюсеры с деньгами в руках в очередь к нему точно не вставали. Унаследовав от батюшки творческую спесь, автор симпатичного боевика «Танго и Кэш» решил стать первым на своей перестроечной родине, неплохо стартовав с актуальной в те годы «сталинской» темой (к/ф «Ближний круг»). Ну, а потом решил снять (на французские деньги) продолжение «Аси-хромоножки». На этот раз в абсурдистко-комедийном жанре, получился жёсткий памфлет на тему перестроечной деревни.

Знаю, что Андрон до сих пор удивляется, почему Ия Савина резко отказалась сниматься в продолжение реабилитированной ленты. Есть версия, что уже в сценарии она узрела «поклёп на русскую деревню». Я же думаю, тут дело в другом (клала Ия с прибором на такие сантименты) - актриса просто не смогла бы сыграть новую Асю.  Если её первая Ася - идеализированная, нежная, чудная, то вторая, Ирины Чуриковой - сварливая баба в очках, с папиросой, слюняво пересчитывающая деньги, да вдобавок коммунистка-алкоголичка. А какой ещё она могла стать, ведь минуло больше 25 лет! По этой Асе словно танком прошла жизнь. Теперь она может за себя постоять в любой ситуации. Даже когда в её доме появляется курица с золотым яйцом и вся деревня из чувства зависти готова эту курицу раздавить. Фильм опять обвиняли в поклёпе, только теперь не власти, а зрители. Мне он тоже не кажется удачным с художественной точки зрения. Но только не с социальной, тут я Кончаловскому сочувствую безмерно. Мне тоже казалось, что дай нашим крестьянам волю, в смысле свободу предпринимательства, и они тут же всю Россию обустроят-запашут-засеют, а в конце поднимут с колен. Ан нет, ничего подобного не случилось, большинство готово работать исключительно по КЗОТу и за трудодни, колхозники так и не переродились обратно в земледельцев, тем более, не стали цивилизованными фермерами. Что касается последних, то среди них чаще добиваются успеха те, кто переехал из города в деревню, такой парадокс.

Конечно, бывают удачи на вроде той хрестоматийной щуки или скатерти-самобранке. Плавая с камерой по Енисею в 92-м, мне довелось побывать в таёжных деревнях, где в каждой избе стояла японская видеодвойка фирмы Sony (это в то время!), а посреди посёлка красовалась огромная спутниковая тарелка. Чудо объяснялось просто - незадолго до этого здесь причалил туристический кораблик с японцами, которые по бартеру скупали собольи шкурки, пока их местная красноярская братва не погнала пинками. И закусывали в той деревне спирт «Ройяль» (помните такой?) чёрной икрой, намазывая её на ломти солёной осетрины. Не от крутости своей, но лишь потому, что с хлебом там постоянные перебои, а ставить собственную пекарню мужикам в лом, всё тот же «Ройяль» мешает. Как напьются, ругают нынешнюю власть и плачут по советской.

Вот об этом была «Курочка Ряба», если мне она не понравилась примитивностью и дидактичностью, то Канны ей аплодировали стоя (так говорят). Ну, и настало время заканчивать трилогию о русской деревне...

Почему сейчас настало? Поясняю - в 2010 году Андрей Кончаловский выпустил фильм «Щелкунчик и Крысиный король». Мега-дорогой в производстве, что-то около 90 млн. долларов, в прокате же собрал меньше половины. В этот раз деньги давал наш родной Внешэкономбанк. Но не волнуйтесь за автора, жутких коллекторов с паяльниками-утюгами к нему не послали, ибо Андрон осенён дружбой с самим президентом Путиным. Своей или братца Никиты, не суть важно, их всех за одним столом в родовой усадьбе Михалковых как-то показывали по телевизору. Но, если голову не оторвали, это совсем не значит, что ещё раз дадут деньги на проект. В этой ситуации лучше рассчитывать на западных инвесторов, наши ушлыми стали. А этим подавай фестивальный успех и интригу с именем режиссёра. Надо? Получите...

О чём говорится в «Белых ночах» понять несложно уже по трейлеру к картине. Некий почтальон, сыгравший сам себя, является единственным связующим звеном между умирающими деревнями и большим миром. Патриархальная жизнь, ещё скуднее на события, чем у героев «Аси-хромоножки», на фоне красот архангельского Кенозерья. Жизнь, зависящая от того, будет работать старенький подвесной мотор у лодки, или издох окончательно. Закопченное зеркальце у знакомого по дачному детству рукомойника с пипкой, сразу понятно, какие в этой местности туалеты. Ракетоносители, взмывающие с космодрома «Плесецк» и заменившие в плане безопасности военные самолёты в «Асе» (если не секунду забыть о капающем с неба гептиле). Жена почтальона, внешне похожая на озёрно-городскую нимфу, из тех, которые в жизни к таким Алексеям Тряпицынам даже близко не подходят. «Сто лет одиночества» в естественных декорациях Поморья... покойный Габриэль Гарсия Маркес тоже реализмом не грешил.

Всё бы ничего, если в своих комментариях режиссёр не углубился в дебри поиска загадочной русской души и прелести единения с природой. У меня это ни грамма умиления не вызывает. И Андрон, и автор этой статьи видели совсем иную жизнь глубинки.

Первые три месяца в Америке я провёл в настоящей деревне Эгвам (штата Массачусетс). Две улица (длинные) с частными домами. Никакого производства, вся работа в близлежащих городах. Две автозаправки на въезде и выезде, рядом с одной огромное поле с подержанными авто под продажу. Один супермаркет (жрачка) и один K-mart (шмотьё). Китайский ресторан и два бара. Небольшой боулинг. Видеопрокат. А вот кинотеатра нет, один мультиплекс на несколько деревень расположен в большом торговом центре, стоящем на трассе. И нет своего «Макдональдса», стопроцентный показатель низкой перспективности данного населённого пункта.

Но в каждом доме по телефону, причём на каждом этаже отдельный номер. По несколько авто во дворе (на каждого взрослого члена семьи, плюс мини-вен для совместных вылазок, плюс «трак» для мелких грузовых перевозок). Качество деревенских дорог такое, что центр Москвы обзавидуется. Это я описал состояние на весну 1990 года, не думаю, что за четверть века там что-нибудь испортилось или отстало от прогресса.

Всё это должен знать Андрей Кончаловский ещё лучше меня, однако он предпочитает умиляться российской отсталостью, подменяя её понятием «патриархальность». Соль же земли он видит в мате, льющемся из уст героя в самом начале ленты (уберите детей от экрана), и в беспробудном пьянстве некоторых персонажей. Всё это я прочитал в его интервью, так что претензии к Андрону. Эстет с Николиной горы умиляется тем, чем в других странах принято стыдиться, но так же гордился его младший братец в «Сибирском цирюльнике»...

Впрочем, изначально глупо было бы ждать от потомка столбовых бояр Кончаловских (не зря же Андрон в своё время убрал из фамилии Михалков- из-за худородности) понимания и сочувствия беде русского мужика, которого даже предки режиссёра наблюдали исключительно с веранды собственной усадьбы. Но тогда и не становись певцом деревенской патриархальности, как этого не делает ни Тарантино, ни Форман, ни Вайда, ни Вендерс, снимая фильмы о том, что знают и понимают.

Другое дело, если это такая игра. Не так давно, когда только заговорили об участие «Белых ночей» в Венецианском кинофестивале, Кончаловский разразился в своём интернет-блоге обличительной статьёй по поводу сегодняшней России. Вот выдержка из неё: ...Россия по многим показателям находится не в Европе и даже не в Азии: по уровню коррупции, по продолжительности жизни, по уровню инвестиций в науку и тому подобному мы - в Африке! Я даже больше скажу - это не нам надо обижаться за такое сравнение, а африканцам! У африканцев есть объяснение своей отсталости: их четыре века нещадно эксплуатировали и уничтожали «пришельцы» - расисты и колонизаторы, а нас, русских, последние четыре века кто колонизировал, кто гнобил нас, кроме нас самих? И дальше по нарастанию обличительного пафоса, куда как круче того же Макаревича. И никто Кончаловского в нацпредатели не записывает, по НТВ не костит. Наоборот, министр культуры РФ купается вместе с ним в лучах  фестивальной славы, и обещает матерящемуся почтальону самый широкий кинопрокат из имеющихся под рукой. Ну, а в остальном подлунном мире Андрон подтвердил свою репутацию оппозиционера, что в конкретной политической обстановке обязательно благотворно повлияет на продаже ленты за рубежом. Вдобавок в интервью на закрытие кинофестиваля он расслабился, стал собой и ненароком сравнил героев своей картины с экзотическими зверями, которым неуютно в цивилизованном обществе, произведя фурор в зарубежной прессе. Но из россиян, если кто и обратил на скандальность формулировки внимание, так  только журналисты. Да и то те, кто не хотел умиляться отношениям барина к своей челяди.

Однако фильм я обязательно посмотрю и, скорее всего, напишу к нему рецензию. Не исключая, что хвалебную. Одно дело - кино,и совсем другое - то, что вокруг него происходит...

 

Леонид Черток

 

  

 

.

       

Кто из нас любит смотреть фильмы. Кому нравится посещать театры. А кому-то нравятся комиксы и главные герои. Воспользовавшись ссылкой http://maskhunters.ru/maski/maska-zheleznogo-cheloveka, Вашему вниманию будет представлена информация по изготовлению маски железного человека своими руками. Заходиет и делайте.

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июль 2019 (137)
Июнь 2019 (246)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (250)
Март 2019 (251)
Февраль 2019 (241)



Деньги


все материалы
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20