А как хорошо начинали! Я имею в виду не победу на парламентских выборах 99-го, когда результат нового объединения заматеревших «младореформаторов» первого ельцинского призыва во власть удивил многих. Еще раньше, самый разгар перестройки, проходившей под лозунгами либеральной идеологии. Именно тогда многие сограждане прозрели, что, кроме абстрактных «государственных интересов», существуют интересы каждого человека в отдельности. Начали со свободы писать, читать и говорить. Потом перешли к свободе зарабатывать и, чуть позже, тратить заработанное. Вот тут-то и начался первый серьезный сбой. Выяснилось, что большинство из вчерашних коллег по университетам, проектным институтам, редакциям и киностудиям просто не имеют к этому способностей. Как следствие, появилась зависть к более успешным. Хорошо помню внутрипартийный диалог в «Демократическом выборе России», тогдашнем олицетворении всего либерального и демократического (не путать с ЛДПР). Одно крыло ратовало за «особый путь», основываясь на теории конвергенции - берется лучшее от капитализма и социализма и смешивается в оригинальный российский коктейль. Другое крыло утверждало - не надо изобретать велосипед, все давно опробовано в Америке и Европе. Пока либералы спорили, коммунисты заняли большинство мест в парламенте, Жириновский формировали на десятилетия свой ядерный электорат. Было тревожно и весело одновременно.
Конец 90-х стал этапом обновления политической карты России. Новый состав Госдумы стал полной палитрой настроений в обществе, там были и правые, и левые, и центристы. Вот только крайних и реакционных уже не наблюдалось, в зале заседаний на Охотном больше никто не разгуливал по рядам с накладными титьками, не таскали женщин за волосы и почти не дрались. Плюс новый, быстро обучаемый президент, которого не стыдно миру показать, и стремительно растущие цены на нефть.
Все процессы символизировали собой долгожданную стабильность. Кому-то это пошло на пользу, а кто-то элементарно расслабился. В числе последних оказались лидеры СПС. Большинство электората с ненавистью наблюдало, как вечно молодые, красивые и успешные Чубайс, Немцов и Хакамада летали на белоснежном авиа-лимузине над страной, в которой многие до сих пор не знают, как дотянуть до получки. Идея того ролика мне понятна - смотрите, мы смогли, значит, и вы так сможете. Господа оторвались от народа на несколько тысяч воздушных метров. Они забыли старый анекдот о том, что наш человек больше всего радуется, когда его соседа посадили за то, что «он, падла, хорошо живет». Прибавим к этому не совсем «титульную» внешность всей тройки, и их речь, изобилующую американизмами и латинизмами, хоть синхронный перевод включай. В итоге тот волшебный полет окончился «пролетом» с депутатством.
Казалось, что уж эти умные люди горазды учиться на собственных ошибках. И действительно, в партии правых начались кое-какие перемены. Место лидера уступили доселе малоизвестно Никите Белых из Перми. Вот здесь, на мой взгляд, скрывается первая ошибка. Общеизвестно, что российская партийная жизнь крайне персонализирована. Мы говорим КПРФ - подразумеваем Зюганова. Мы видим на телеэкране Жириновского - и только после этого вспоминаем о существовании ЛДПР. Об «Единой России» и упоминать излишне, во главе ее стоит «наше всё». Или самый яркий пример - не стало Явлинского в «Яблоке», не стало самого «Яблока».
Белых тоже не прозвучал. Другое дело, что на место председателя СПС в принципе некого было ставить, все бывшие лидеры правых замазаны густым слоем не по одному разу. А как может быть иначе, если каждый из них в самое сложное и смутное время занимал государственный пост? Кириенко, один из основателей? Так его до сих пор матерят на кухнях с итальянской мебелью за дефолт 98-го, хотя он тогда выступил всего лишь «мальчиком для порки». Гайдаром, которым до сих пор пугают детей, отказывающихся есть манную кашу - «вот придет опять Егорка, и ее отнимет»? Забыли про пустые прилавки магазинов, которые заполнились именно при этом премьере? А я прекрасно помню очередь за финскими сапогами по 67 рублей, которую выстоял морозной ночью 82-го года, имея в кармане тысячу. И благодарен ему за то, что прекратил это унижение. Не знаю, для кого как, но лично для меня основным достижением перестройки стала именно возможность зарабатывать и не думать, как и на что тратить.
Итог вышесказанного - не было, и нет в СПС масштабной личности, адекватной текущему моменту. И в этом отчасти виноват все тот же агитационный ролик. Вместо того чтобы витать в облаках на эксклюзивной кожаной мебели, вам, господа, более приличествовало пройтись по малому, но успешному предприятию, посидеть с народом в ресторанчике средней руки. Тогда бы возник ассоциативный ряд с избирателем из среднего класса, к которому вы взывали. А так с экрана призывала голосовать партия ненавистных народу олигархов. Кстати, их тоже в тех рядах не наблюдается, на партийных съездах СПС не встретишь ни Вексельберга, ни Прохорова, ни Дерипаски. Получился пшик, идея ради идеи.
Какие-то надежды связывались с выборами 2007 года. Насколько я знаю, до самого последнего момента проходили кулуарные переговоры в Кремле. Там тоже заинтересованы в легитимной либеральной партии, отношения с Западом к этому обязывают. Судя по дальнейшим событиям, не договорились, был запущен проект «Гражданская сила».
И тут наступает окончательный коллапс, партия вступает в союз с «Другой Россией». Но не вся, примерно половина хочет остаться в официальной, а не полу подпольной, политической жизни. Да просто брезгливость элементарная, не стоять на одной трибуне с Лимоновым и Анпиловым. Возникает проблема выбора - или идти в уличный беспредел, или на сближение с Кремлем. Никита Белых уже выбрал первое, его право и дело. Да и не большая потеря, он так и не смог стать заметной фигурой в политике. Вроде бы, с виду приличный человек, неужели охота с маргиналами якшаться? Определенный ответ на данный вопрос я получил из его заявления о последнем источнике финансирования СПС - «никаких чубайсовских денег, все из моего кармана». И сколько это? Ну, пять миллионов зелени, ну десять, больше у бывшего замгубернатора и среднего нефтяного трейдера быть не может.
Но бывает и так, что человек увлекается, его поражает бацилла собственной исключительности. Тот же диагноз, что и у шахматного гения Каспарова, не нашедшего в этом несовершенном мире иного пути реализации своим многочисленным талантам. Пусть и не за шахматной доской, но все равно на экране и первый в строю. Мне таких людей никогда не понять, лежали бы у теплого океана и грезили о вечном.
Наверное, с Белых уйдет какая-то часть СПС. Что будут делать остальные? На их основе создастся либеральная партия нового типа с добавление «кусочка» «Яблока», «Гражданской силы» и ДПР. Спрогнозирую так же, что лидером новообразования станет Михаил Барщевский, как самый вменяемый и внешне приличный. Пусть его трижды называют «кремлевским пуделем», пусть он полностью подконтролен администрациям президента и премьера. Но именно с его предвыборными речами я процентов на 80 согласен.
Другое дело, что вряд ли когда-нибудь пойду на выборы. Просто не вижу смысла. Реставрации коммунизма не замечается, пересмотра с социалистами материальных и духовных ценностей тоже, национальным радикалам хорошо дали по ушам. Да и вообще активная политическая деятельность, не связанная напрямую с материальными дивидендами, сегодня не в моде. Скорее наоборот, более престижно и уважительно добиться успеха, не вступая в ряды «Единой России», как уже было при доминанте КПСС.
Наигрались в политику и первые лица правых. Анатолий Чубайс демонстрирует свои менеджерские таланты на новом нанонаправление. Не исключаю, что его «бубновые интересы» в новой партии будет представлять Леонид Гозман. Так же не удивлюсь, если когда-нибудь выясниться, что фактический распад старого СПС входил в пакет его договоренностей с Кремлем в отношении дальнейшей карьеры. Ирина Хакамада уже заявила себя как писательница и остается просто очаровательной женщиной и светской львицей, такая позиция мне особенно понятна. Егор Гайдар при теоретической науке и высоких гонорарах за лекции в лучших мировых университетах. Лидеры же региональных отделений будут поступать в соответствии с областными приоритетами, создавать новые общественные движения местного значения или примыкать к ЕР.
Если говорить о перспективах, то я жду, когда президент Медведев объявит себя, если и не официальным лидером, то куратором и сторонником «новых правых». Вполне логичный ход в отношении западных партнеров, одновременно дающий премьеру Путину больший оперативный простор для маневров на левом электоральном поле с последующей иллюзией легкого идеологического противостояния на самой верхушке власти. А то там такая тишь да благодать, что, право, неудобно.
Ну, а я уставляю идеалы юности сыну. Не вечно же ему в динозавров играть...
Леонид Черток